Изречения святых отцов:

Я не смел бы сказать ближнему: хочу, чтобы ты любил меня; но, думаю, не сказал бы: не хочу, чтобы ты любил меня. Тут есть что-то отражающее и отчуждающее, и это может тяжко ударить в сердце ближнего.

— Свт. Филарет Московский
  YouTube-logo-full_color   IMG_1116   телеграмм

Воронежцы хранят память о Давидовой пустыни

Удивительное  и загадочное   явление – историческая память. Если она есть,  значит  хранящий её народ  имеет  перспективу своего  самостоятельного, суверенного  развитии  в  вечно неспокойном мире. Если историческая память ослабевает  и  исчезает, то рано или поздно  вместе с ней исчезнет и  народ, не сумевший её уберечь, сохранить.  О великом  значении  исторической памяти писал  выдающийся русский  учёный и общественный деятель, академик  Д.С.Лихачёв:  «Память истории священна…Память противостоит уничтожающей силе времени.  Память — преодоление времени, преодоление пространства. Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память – наше богатство».   Лучше не скажешь…

В последние годы мне уже не раз приходилось писать о  вкладе  лопасненских крестьян  в освоение  новых, пограничных  земель России. Речь  шла  о  массовом переселении в XVIII веке крестьян  из нашей местности  (тогда это была Дворцовая Хатунская волость) на вновь осваиваемые чернозёмы  Воронежской губернии. В прошлом году этой темой заинтересовались московские и воронежские учёные-историки, которые, в частности, детально исследовали один из интересных эпизодов, связанный с переселением крестьян из деревень монастыря Вознесенская Давидова пустынь в воронежскую Бобровскую волость.

Этому переселению способствовали  три  главных  обстоятельства. Во-первых,  реальная перенаселённость южного Подмосковья, где  ресурсов малоплодородной земли  стало явно не хватать для  пропитания, а тем более – товарного производства хлеба и других продуктов.  А освоение  тучных  и пустующих  воронежских  чернозёмов  требовало  огромного числа рабочих рук, которых там не было. Во-вторых,  после  ряда побед России  над  вассалом Османской империи,  Крымским ханством,    исчезла многовековая опасность опустошительных набегов  на  «украинные» русские  земли  –   губернии и волости,  находящиеся  к югу от  Оки.  И  в-третьих,  в начале 60-х гг. XVIII в., с восшествием на престол Екатерины II,  начался  активный   процесс  т.н. «секуляризации»  –  обращения церковной собственности в светскую, принадлежащую государству.

Монастырю  Давидова пустынь  ещё с  XVI в. принадлежали несколько окрестных  сёл и деревень, а также земли вокруг них, пожалованные  царём  Иоанном  IV  Васильевичем (Грозным).  Вот  выдержки из Писцовой книги 1627г., в которой  перечислялись тогдашние  владения монастыря:   село Левчищево (Легчищево),  деревни Баранцево, Пронино (Прозринявино тож), Ескино, Пикалово Нижнее, Дедяково, Тинино, Куретниково (Исаково тож), деревня Шелково (часть её – дворцовая);   пустоши: Пикалово Малое, Горелое на пруде, пустошь на Вопчем вражке,  Дальнее Болото, Вепревская, Назарьевское, Кадочниково, другое Дальнее Болото…

«…И всего Давыдовой пустыни в Хатунской волости отошло одно село, да 8 деревень, да 11 пустошей, а в них во всех всего 55 человек, 55 дворов, да 11 дворов бобылей, и людей в них тож, да двор детёныша». (Источник: РГАДА, ф.1209, оп.50, д. 9808 (1627 год)

Надо сказать, что  монастырские крестьяне,  вероятнее  всего, находились в  более выгодных для них условиях, чем  крепостные крестьяне  соседних деревень, принадлежащих  помещикам   и  даже  царской фамилии –  Дворцовой Хатунской волости. Во всяком случае, доходы, получаемые обителью от  своих  деревень  были  весьма  скромными.

Так, в 1678г.  с принадлежащих Давидовой пустыни 83 дворов (613 душ мужского пола) было получено всего 57 руб. 64 коп. и 1 денга  окладных и неокладных денег. А в 20-х гг. XVIIIв.  в год со всех  деревень  собиралось оброчных денег лишь около 50 руб.

Для сравнения: тогда  с каждой души в  дворцовых деревнях  государственная подушная подать (налог) достигала  1руб. 60 коп,  денежный оброк – 40 коп.,    55 коп. с двора платили за дрова, бани и  овины. Нужно было также платить за помол зерна на мельнице, на содержание  местных управителей и даже 25 коп. – за каждую свадьбу.

И, тем не менее, постоянно растущим  крестьянским  семьям  катастрофически не хватало земли.  В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) сохранился составленный в 1762г. реестр  крестьян Вознесенской Давидовой пустыни, добровольно  пожелавших  из-за «притеснения» (малоземелья) переселиться на земли при реке Хворостань (Форостань)  Воронежской губернии.  В результате более 520  лопасненских переселенцев  основали   в  тамошней  Бобровской волости  село, названное  Навая Форостань, Давыдовкое тож.     Уже в 1767г.  первопоселенцам  там  была построена церковь  во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.  В дальнейшем за селом закрепилось название Давыдовка.

Историческая память местных жителей  до сих пор сохраняет   предание о том, что это название их давние предки дали селу в честь  далёкой прародины – окрестностей  Давидовой (как тогда говорили – Давыдовой) пустыни на реке Лопасне.  Это говорит о  том,  что  для  всех  переселенцев  Давидова  пустынь  оставалась   глубоко почитаемой и любимой  святой  обителью.  Сохранение её названия на Воронежской земле, более чем в 700 верстах от  Лопасненского края, – это и было проявление искренней народной любви и памяти,  ответом  на  благодеяния и духовные труды  настоятелей  и  братии  Вознесенской Давидовой пустыни.

До  сих пор  предание о происхождении названия села Давыдовки  не было доказано  путём  анализа сохранившихся архивных документов. Но недавно в РГАДА был обнаружен  уникальный документ –  список прозвищ и фамилий  крестьян  Давидовой пустыни  за 1678 год,  который дал возможность научно  доказать  происхождение  жителей  воронежского  села (ныне посёлка)  Давыдовка  именно  от  лопасненских  монастырских  крестьян.

Итак, в  реестр 1762 года  входили  жители следующих  селений Давидовой пустыни:  села Легчищево (9 мужчин, 9 женщин), деревень Дедяково (63 м.,  66 ж.), Баранцево (43 м., 44 ж.), Пронино (44 м., 31 ж.), Тинино (33 м.,  24 ж.), Верхнее  Пикалово (31 м.,  24 ж.), Нижнее Пикалово (23 м., 25 ж.), Вопчево (16 м.,  13 ж.), Ескино (8 м., 5 ж.) и Шелково (1 м.,  1 ж.).

Исследователями  было проведено сравнение  фамилий и прозвищ крестьян именно   этих  селений Давидовой  пустыни  за 1678 год  с  фамилиями телефонных абонентов пгт. Давыдовки  за  2010 г.

Населенный пункт  из владений Давидовой пустыни Количество фамилий в 1678 году Из них совпадающих с фамилиями пгт. Давыдовки 2010 года Перечень совпадающих фамилий и прозвищ 1678 года (в скобках – современные фамилии пгт. Давыдовки)
Легчищево 9 3 Попов, Кошелев, Быков
Баранцево 15 11 Окорок (Окороков), Строгонов (Строганов), Чаплин, Боранов (Баранов), Агафонов, Новик (Новиков), Першин, Поршин (Паршин),  Сорокин, Боков, Гуляев
Пронино 3 3 Ракиткин (Ракитин), Бухляев, Боков
Еськино 7 5 Ракиткин (Ракитин), Евлах, Евлахов (Евлаков), Панков,  Плотник (Плотников)
Верхнее Пикалово 7 4 Боков, Шишкин, Сальник (Сальников), Сохнин (Сохнышев)
Нижнее Пикалово 7 1 Ильин (Ильинов)
Дедяково 11 5 Чибесенок (Чибисов), Сохнин (Сохнышев), Боранов (Баранов), Ребров, Сорокин
Тинино 4 1 Жилец (Жильцов)
Шелково 7 1 Новик (Новиков)

Такое количество совпадение  фамилий и такая их устойчивость на протяжении  столетий  полностью подтверждает народное предание о том,  что  с. Давыдовка  основано  выходцами из старинных родов, веками жившими (и продолжающими жить) в окрестностях Вознесенской Давидовой пустыни,  на древней Лопасненской земле.

К слову сказать,  находящееся недалеко от  Давыдовки   село  Дракино также основано  подмосковными переселенцами – бывшими монастырскими крестьянами  серпуховского Высоцкого монастыря.

Исследователи отмечают,  что многие диалектные особенности языка юга Московской губернии XVIII века сохранились в речи современных жителей бассейна реки Хворостань в Воронежской  области. В то время как речь современных сельских жителей юга Подмосковья  сейчас  максимально приближена к литературному русскому языку и диалектизмов в ней практически не осталось.

Почти 250 лет и сотни километров разделяют  Лопасненский край, окрестности Давидовой пустыни  и  воронежские сёла на реке Хворостань.  Но память  об  истории  освоения новых земель,  возникновении  там   селений,   о  кровном   родстве   жителей  Воронежской земли и юга  Подмосковья не исчезла.  Это  и  есть   часть  исторической   памяти  всего  русского  народа…

Юрий Кобяков, краевед