Изречения святых отцов:

Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел себя самого, отрекся от души своей, гневался на нее, укорял ее, противился привычным своим пожеланиям, препирался с помыслами, боролся с самим собою.

— Прп. Макарий Великий
  YouTube-logo-full_color   IMG_1116   телеграмм

Священнослужители в Первой мировой войне

«Империалистическая», «Первая мировая» – так в течение минувших десятилетий  в СССР официально именовалась война, начавшаяся 100 лет назад. 1 августа 1914 года войну России объявила Германия, а 6 августа – Австро-Венгрия. В России современники называли эту войну иначе – «Великой» и «Второй Отечественной». Большинством в российском обществе она тогда именно так и воспринималась:  как суровая необходимость отражения германской агрессии, защиты Отечества, родных очагов, православия и других традиционных для народов России религий. Среди фронтовиков были священнослужители и послушники Вознесенской Давидовой пустыни.

№2 - Священник 1914Как и в годы Первой Отечественной войны 1812-1814 гг., огромную роль в мобилизации  духовных сил православных подданных Российской империи – а их было  тогда подавляющее большинство – играла Русская Православная Церковь.

С началом и на всём протяжении войны многие священнослужители выражали желание добровольно, в  том числе и с оружием в руках, защищать Отечество.  Однако в 1915 году решением Священного Синода РПЦ священникам было запрещено поступать в действующую армию не на духовные должности.

В течение нескольких лет, с 1914 по 1917 гг., в действующей Русской армии, на фронтах пребывало более 5000 священников, оружием которых было только Слово Божие и Святой Крест. Однако все они вместе со своей паствой стойко переносили тяготы фронтовой жизни, голодали и мёрзли в окопах, шли в бой и гибли за Родину.

Требования к кандидатам в полковые священники предъявлялись жёсткие: возраст не более 45 лет, полное семинарское образование, безупречность в церковной службе, а главное – «способность вдохновить воинов на предстоящий им великий подвиг». Надо сказать, что многие священнослужители – добровольцы получали назначения и в медицинские военные учреждения, фронтовые госпитали.№9 Благословение солдат

Выдающийся русский полководец генерал А.А. Брусилов писал о трагических днях 1915 года: «…В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры – полковые батюшки, подо

Газета «Вестник военного и морского духовенства» (1915, №1) публиковала мнение простых солдат об армейских священниках: «Раньше, бывало, священник с обозом, а теперь вместе с полком. Когда начинается бой, священник, благословив полк, отходит назад и тут же, на поле сражения, принимается напутствовать первых тяжелораненых, очень часто помогая санитарам и врачебному персоналу поднять, поддержать и перенести их».ткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением… Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись  с паствой».

По данным историка К.Капкова, «…к лету 1917 года на войне пострадал 181 священнослужитель. Из них были: убиты – 26, умерли от ран и болезней – 54, ранены – 48, контужены – 47, отравлены газами – 5 человек. Число убитых и умерших от ран и болезней составляет 80 человек… К 1917 году в плену перебывало или продолжало находиться не менее 104 православных священнослужителей».

В годы Второй Отечественной войны 1914-1918 гг. за проявленный героизм около 2500 священников были отмечены государственными наградами, в том числе было вручено (по неполным данным) 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте, 85 орденов Св. Владимира 3-й степени с мечами, 203 ордена Св. Владимира 4-й степени, 304 ордена Св. Анны 3-й степени с мечами.

№7 Молебен воинов Русской армииАрхивные документы сохранили имена и нескольких наших земляков, ушедших из Вознесенской Давидовой Пустыни на защиту Родины и Православной веры. Так, по данным на ноябрь 1916 года, на фронт добровольцами ушли три священнослужителя, которые в действующей армии исполняли пастырские обязанности.

Из них самым старшим и заслуженным был иеромонах Гавриил (в миру Семён Мозговой) 62 лет. В 1883 г. он стал послушником, а в 1893 г. был пострижен в монашество, рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. Служил в нескольких монастырях. В 1903 г. был награжден набедренником (это прямоугольный плат с изображением креста, который вручается священникам как первая награда и носится на ленте при бедре с правой стороны). В 1908 г. был удостоен наперсным крестом от Священного Синода. По собственному прошению в мае 1909г. переведён в Давидову Пустынь, где до 1913г. исполнял должность благочинного монастыря, т.е. первого и ближайшего помощника тогдашнего настоятеля святой обители архимандрита Валентина.

На фронт ушёл иеромонах Серафим (в миру Семён Трушин), 40 лет. Он из крестьянской семьи. Шесть лет проходил послушание в братстве Старо-Голутвина монастыря, где в 1908г. был рукоположен во иеродиакона, а в 1910г. – во иеромонаха. В 1913г. был награжден набедренником. С сентября 1913г. служил в Давидовой Пустыни.

№6 Отпевание погибшихЕщё одним добровольцем стал иеромонах Арсений (в миру Андрей Гусев), 36 лет. Семь лет он проходил послушание в Гуслицком монастыре, где в 1911г. был пострижен в монашество, в 1912г. рукоположен во иеродиакона, а в 1913г. – во иеромонаха. За полгода до начала войны он по собственному прошению был переведён в Давидову Пустынь.

Очень мало сведений сохранилось о двух послушниках Давидовой Пустыни, которые в годы войны были мобилизованы на военную службу. Оба они из крестьян. Это Илья Катихин, 32 лет, в обители он был с 1908г., и Никита Лосинский, 33 лет, в Давидовой Пустыни жил с сентября 1914г.

Пока не удалось получить сведений о дальнейшей судьбе каждого из этих русских патриотов – трёх военных священников и двух простых солдат. Быть может, это удастся сделать будущим историкам и краеведам. Но имена этих участников Великой войны 1914-1918 гг. уже вписаны в историю древней Вознесенской Давидовой Пустыни, духовного центра нашего Лопасненского края.

Юрий Кобяков, краевед