Изречения святых отцов:

Не бесполезно в болезни испытать чувство отрешения от мира, чтобы и после болезни придерживаться сего чувства. Неудивительно, если чувство сие не так легко приходит после болезни, как во время болезни; в болезни Бог дарует оное на потребу немощному, а в здравии требует, чтобы он подвизался обрести оное.

— Свт. Филарет Московский

Талеж

DSC-45
  YouTube-logo-full_color   IMG_1116   fb-art   IMG_1116
маринс груп

Когда били колокола

Под таким названием в журнале «Православный мир» несколько лет назад были опубликованы записи из дневника русского писателя Михаила Пришвина, который своими глазами видел как в 1930 г. сбрасывались из звонниц и уничтожались колокола в древней Троицко-Сергиевой лавре. К сожалению, после революции 1917 г. в течение десятилетий многие тысячи колоколов были сброшены или сняты с колоколен, разбиты, разрезаны и переплавлены как металлолом. Методично уничтожались уникальные произведения искусства, колокола, которые веками своим звоном собирали православных вместе, призывали к молитве, поднимали народ на защиту Отечества.

Слово «колокол» происходит от древнеславянского «коло» – круг, окружность. Однокоренные слова – колесо, кольцо, околица, коловорот, околыш и даже… колобок. Первые упоминания о колоколах в православных храмах Руси относятся ещё к домонгольскому периоду. В XV-XVII вв. колокола постепенно вытеснили ранее широко использовавшиеся в монастырях и церквях «била» – особые доски из дерева, бронзы, меди или железа, в которые ударяли колотушкой или молотком.

В Давидовой пустыни первые сведения о колокольне и колоколах относятся к 1657 г. Тогда в обители была «колокольня, рубленная в брус, верх шатром, а в ней 5 колоколов: благовестник весом 47 пудов, другой – 7 пудов 16 гривенок, третий – 5 пудов, два малых зазвонных – один в пуд, другой – в полпуда».

В 1732-1740 гг. была построена первая каменная колокольня, а под ней была сооружена церковь Знамения Пресвятой Богородицы. В 1745 г. на этой колокольне было 9 колоколов.

По описи 1764 г. в монастыре было 8 «старых» колоколов и «русские боевые часы с перечасьем» на колокольне.

Самым большим к 1771 г. был колокол, на котором имелась надпись: «1769 года мая 27 дня сей колокол в Московский уезд в Вознесенский монастырь в Давидову пустынь тщанием строителя Мисаила и старанием Дворцовой волости села Хотуни жителем Алексеем Васильевым. Весу 85 пуд. 20 фун. Лил мастер Семён Можжухин, а совершён старанием строителя иеромонаха Варнавы».

В 1845 гг. в 15 саженях (более 30м) к северу от старой монастырской ограды была построена новая, ныне существующая, колокольня. Настоятель обители, иеромонах Паисий, писал тогда: «Колокольню свою кончил к 1 августа… Теперь забочусь о колоколе… Хоть сотенки в три (пудов, т.е. 4,8 тонны – авт.) колокольчик по зиме надо привести». Но лишь в 1848 г. на собранные прихожанами 2625 рублей серебром был отлит колокол весом 205 пудов (3,28 т). Для сведения:  по современным ценам изготовление колокола такой величины стоит более 3 млн. рублей.

29 марта 1892 г. на пожертвования благотворителей в Москве на знаменитом заводе Самгина был отлит самый большой колокол-благовестник весом 700 пудов (11,2 т). Перед началом отливки настоятелем Давидовой пустыни архимандритом Иоанникием в присутствии многочисленных богомольцев был совершён молебен, для чего на завод была привезена из Москворецкой часовни чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Отлитый колокол был украшен изображениями Спасителя, Богоматери, Вознесения Господня, Успения Божией Матери, Святителя Николая, преподобного Иоанникия и мученика Валентина. Вокруг колокола были три пояса с рельефными надписями.

23 апреля новый колокол был отправлен в пустынь по Московско-Курской железной дороге.

26 апреля со станции Шарапова Охота он был перевезён в Давидову пустынь народом, который во множестве собрался по случаю воскресного дня из окружающих деревень. На колокольню благовестник был поднят 3 мая мастерами, приехавшими с завода Самгина. Специально к этому дню в Давидову пустынь из столицы была привезена древняя чудотворная икона Всемилостивого Спаса, постоянно хранившаяся в принадлежавшей святой обители часовне возле Москворецкого моста.

В относительно недолгой и драматической истории 11-тонного колокола-благовестника есть несколько загадок, на которые и сейчас можно дать лишь только приблизительные ответы.

№ 3 Перевозка на санях-дрогах 2т дек.1907г  УральскПервое. Как и на чём огромный колокол был доставлен от Шараповой Охоты до Давидовой пустыни? Трудно представить наличие в 1892 г. колёсной повозки такой большой грузоподъёмности. Вероятнее всего, колокол поставили на специальную платформу с полозьями, которую как сани тащили волоком по влажной весенней земле или перекатывали по деревянным каткам. Но надо учесть, что протяжённость пути была не менее 10-12 км.  Тогда существовали два наиболее вероятных маршрута  по грунтовым просёлочным дорогам, более половины которых проходили по лесу да ещё пересекали речку Родинку:  ст. Шарапова Охота – Верхнее Пикалово –Еськино – Пронино – Давидова пустынь или ст. Шарапова Охота – Пешково – Дедяково – Нижнее Пикалово – Легчищево – Давидова пустынь. По обычаям того времени было принято, чтобы колокол перевозили без использования лошадей, платформу тащили или катили сами верующие. Сохранившееся описание перемещения примерно такого же по весу колокола для Богоявленского собора в Иркутске в 1797 г. свидетельствует, что там сани по земле тянули одновременно не менее тысячи человек, которые постоянно менялись. Вызывает восхищение и уважение титанический труд и наших православных земляков, которые за один воскресный день (!) на себе сумели перевезти огромный колокол-благовестник от станции Шарапова Охота до колокольни, а затем помогли поднять его на высоту более 30 м.

Второе. Интересен вопрос: как такой колокол сумели внести в звонницу? Дело в том, что диаметр того 11-тонного колокола был не менее 2,6 м, а высота около 2,7 м. Тогда как ширина открытых оконных проёмов звонницы менее 1,5 м. В этой связи были возможны два варианта:

  • разобрать один из кирпичных столбов между окнами, внести через образовавшийся проём колокол, поднятый снаружи колокольни, а затем аккуратно восстановить межоконный столб;
  • частично разобрать арочный потолок входных ворот под колокольней и через образовавшийся проём поднимать колокол в звонницу внутри колокольни.

Какой из способов был использован, ещё предстоит выяснить исследователям истории Давидовой пустыни.

После 1917 года, когда в результате национализации на базе обители был образован «совхоз Давыдова пустынь», а затем, с 1927 г., – курсы по подготовке сельскохозяйственных рабочих, колокола звучали редко. А после 1930 г., когда монастырь был закрыт, а его насельники арестованы или изгнаны, церковный колокольный звон для верующих вообще прекратился на долгие десятилетия.

Но и в те богоборческие годы колокола продолжали находиться в звоннице. Старожилы пос. Новый Быт вспоминают, что в 30-х гг. некоторые смельчаки и любители поднимались на колокольню и даже пытались исполнять на колоколах мелодии народных песен. А густой бас 11-тонного колокола-благовестника можно было слышать даже в Лопасне (г. Чехове). Этот колокол ещё находился в звоннице и в первые годы Великой Отечественной войны, когда его удары оглашали окрестности монастыря при объявлении воздушной тревоги.

Документально подтверждённых сведений о дальнейшей судьбе колокола-благовестника пока не найдено. Но, скорее всего, в последние годы войны или после её окончания он прямо в звоннице был разрезан на куски, которые спустили с колокольни и отправили на переплавку как «цветной металл».

№ 5. Колокольня 28.12.1985 перед падением колокола

Иначе сложилась судьба остальных 5 или 6 колоколов Давидовой пустыни. Они находились там до 28 декабря 1985 г., когда в закрытую обитель прибыла бригада рабочих для снятия последних колоколов. Жителю пос. Новый Быт В.Ю. Елизарову довелось сделать несколько фотоснимков и сохранить для потомков драматические моменты этого дня. Тогда рабочие разрешили ему подняться на колокольню: «Фотографируйте всё, что хотите. Чужого добра не жалко». Так был сделан снимок подготовленного к спуску на землю и самого крупного из остававшихся в звоннице колоколов. Судя по надписи на нём и размеру, это мог быть ранее упомянутый 85-пудовый (вес 1,36 тонны, диаметр 1,3 м) колокол, отлитый в 1769 г. Во время спуска тонкий канат оборвался, колокол рухнул на землю рядом с пристройкой к колокольне и раскололся на мелкие куски. Чудом В.Ю. Елизарову удалось зафиксировать последнюю секунду существования этого старинного колокола.

Остальные колокола были без происшествий сняты с колокольни и отправлены, по словам рабочих, якобы в Донской монастырь в Москву. Однако, подтверждения того, что колокола Давидовой пустыни находятся именно в Донском монастыре, нет.№ 7. Колокол перед падением 28.12.1985

По словам обратившегося в обитель местного жителя, один из этих колоколов в процессе перевозки был украден. Уже давно умерший похититель тогда безуспешно пытался сдать его на металлолом, а затем будто бы сбросил в Лопасню недалеко от церкви Преображения Господня на Старом Спасе. Предпринятые позднее попытки найти в реке украденный и утопленный колокол результатов не принесли. Возможно, и до сих пор занесённый песком и илом старинный колокол покоится на дне Лопасни.

1Не исключено, что где-то в архивах сохранились документы, способные пролить свет на судьбу колоколов, вывезенных из Давидовой пустыни в конце декабря 1985 г. Может быть, в поисках помогут и очевидцы событий почти 30-летней давности.

Кроме того, есть непроверенная информация о том, что один из небольших колоколов Давидовой пустыни долгое время сохранялся у известного русского скульптора В.М. Клыкова (1939-2006 гг.). Если это так, то его наследники имеют возможность сделать неоценимый подарок святой обители к её юбилею.

…Возрождённой Давидовой пустыни ещё предстоит полностью восстановить весь традиционный для Русской Православной Церкви набор колоколов, состоящий из трех групп: больших (басовых), средних (альтовых) и малых (дискантных) колоколов. Исстари средства на благое дело отливки церковных колоколов жертвовали благотворители и все православные. Есть надежда, что так будет и сейчас, в канун 500-летия святой обители.

Автор выражает искреннюю благодарность жителям пос. Новый Быт Нине Александровне и Владимиру Юрьевичу Елизаровым за помощь при подготовке статьи и предоставленные фото из личного архива.

 

Юрий Кобяков, краевед,

староста д. Пешково с/п Баранцевское