Изречения святых отцов:

Христос, введенный в сердце верою, восседает в нем миром и радостью. Недаром говорится о Боге: Свят еси и во святых почиваеши
(из литургии святого апостола Иакова).

— Св. прав. Иоанн Кронштадтский
  YouTube-logo-full_color   IMG_1116   телеграмм

Утраченная часовня

Через несколько лет в Зарядье, там, где когда-то стояла огромная гостиница «Россия», может быть построен великолепный парк, в котором планируется воссоздать характерные для европейской части России ландшафты – лес, степь, тундра, озёра. И тогда, гуляя по нему, можно будет пару минут тихо постоять и склонить голову у того места на краю парка, возле  Большого Москворецкого моста, где веками наши предки молились перед чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в часовне, принадлежавшей Вознесенской Давидовой пустыни.

11Нынешний облик святой обители, расположенной на крутом берегу Лопасни возле посёлка Новый Быт, формировался столетиями. Однако большинство восстановленных и отреставрированных в последние годы великолепных храмов, величественная колокольня, монастырские строения и стены были сооружены в конце XVIII – начале XX вв. Первые же 250 лет своего существования древний монастырь не отличался богатством храмов и многочисленностью братии. Сохранившиеся в Российском архиве древних актов (РГАДА) документы свидетельствуют о том, что тогда почти все строения (за исключением Вознесенского собора и Успенской церкви) были деревянные. Жизнь братии всегда была предельно скромной во всём, включая питание и одежду. Небольших доходов от нескольких окрестных деревень, принадлежавших Давидовой пустыни, едва хватало на поддержание монастыря в относительном порядке, на текущий ремонт ветшавших церквей и строений, приобретение необходимой церковной утвари, книг, свечей и проч.

Как это ни парадоксально, но начало активного развития, расширения и обустройства территории, а затем и расцвета Давидовой  пустыни совпало с  т.н. «секуляризацией», то есть передачей в государственную казну всех монастырских и церковных владений. Манифест об этом был подписан императрицей Екатериной II 26 февраля 1764 года, что привело к радикальной «оптимизации» (если выражаться современным языком) всей системы монастырей России –  до 2/3 самых мелких из них были упразднены. Зато оставшиеся, как правило, получали дополнительные возможности для оживления монастырской жизни.

По штатам 1764 г. Давидова пустынь лишилась всех своих деревень и большинства земель, т.е. небольшого, но устойчивого и необходимого для жизнедеятельности обители источника доходов. Однако уже на следующий год её положение существенно поправилось. По указу Московской духовной консистории от 17 марта 1765 года к Вознесенской Давидовой пустыни была приписана часовня у Москворецких ворот, ранее принадлежавшая упраздненной Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни. Именно в этой часовне хранилась одна из древнейших в России чудотворная икона Всемилостивого Спаса.

История часовни Всемилостивого Спаса в московском Зарядье восходит к XVII веку. Тогда она была ещё деревянной, но в 1709 году часовню вновь отстроили уже в камне и перенесли на Москворецкую улицу внутрь белокаменных стен Китай-города, на место церкви Спаса Смоленского, построенной в 1514 году. Был на Руси старинный обычай – осенять ворота городских крепостей святыми иконами. Поэтому икона Всемилостивого Спаса первоначально, вероятно, находилась над Водяными (Москворецкими) воротами Китайгородской стены. И лишь потом была помещена в часовню.

С древнейших времён это было одно из наиболее оживлённые мест центра русской столицы – берег Москвы-реки, совсем рядом с Кремлём и Красной площадью. Во второй половине XIX века часовня была радикально перестроена и приобрела не совсем обычный вид.

Надо особо отметить, что часовня с находящимися в ней чудотворной иконой Всемилостивого Спаса, другими святынями, а также с глубоким ключевым колодцем, была весьма почитаема москвичами и всеми православными. И это не могло не сказаться на величине их пожертвований, которые шли на благоустройство Вознесенской Давидовой пустыни. Достаточно сказать, например, что, согласно архивным документам, только в 1855 году москворецкая часовня принесла почти 10.000 рублей серебром – это около 3/4 тогдашнего годового дохода обители. Поэтому в течение всего XIX и начала ХХ вв. стало возможным устойчиво финансировать и постоянно вести масштабное строительство, а в результате создать тот законченный архитектурный ансамбль монастыря, которым восхищались современники. Не случайно А.П. Чехов 23 мая 1897 года писал другу семьи С. А. Петрову, приглашая его приехать в Мелихово: «Имение мое плохонькое, зато окрестности великолепные, и в четырёх верстах от нас находится красивая Давидова пустынь, куда бы мы поехали с вами».

Дважды хранившаяся в часовне чудотворная икона Всемилостивого Спаса торжественно доставлялась из Москвы в Давидову пустынь. Первый раз – в начале мая 1892 г., когда на монастырскую колокольню поднимали 700-пудовый колокол-благовестник. Второй раз – в конце июня 1915 г. в связи с празднованием 400-летия святой обители.

В 1911-1912 гг., незадолго до юбилея Вознесенской Давидовой пустыни, внешний вид московской часовни был обновлён, а внутри она была великолепно отделана. На всё это пошло 40.000 рублей. Большинство работ проводилось при участии иеромонаха Илария (Бабыкина), бывшего в те годы настоятелем монастырского подворья в Москве, включавшего и часовню возле Москворецкого моста. Спустя десятилетие Иларий стал последним игуменом Давидовой пустыни перед её закрытием в 1930 г.

Сохранилось утверждённое митрополитом Московским и Коломенским 9 марта 1911 г. решение Московской духовной консистории, разрешающее настоятелю Давидовой пустыни архимандриту Валентину израсходовать 11.000 руб. на восстановление в часовне древних икон, иконостасов и многочисленных настенных росписей. Характерно, что эти очень большие по тем временам деньги были пожертвованы благотворителем, пожелавшим остаться неизвестным.

12После революций 1917 г. судьба часовни Всемилостивого Спаса сложилась трагически. Как и тысячи других церквей и часовен, в 20-х годах она была закрыта. Чудотворная икона тогда же бесследно исчезла. В конце 30-х гг. был разобран старый Москворецкий мост и построен новый, многие здания Зарядья были снесены. Но дом-часовня ещё сохранялся на Москворецкой улице вплоть до 1966 года, когда после завершения строительства гостиницы «Россия» от этой улицы осталось только одно название. Это, наверное, уникальный случай – с того времени на существующей до сих пор Москворецкой улице почти 50 лет нет ни одного дома!

…От набережной вверх по осиротевшей Москворецкой улице, мимо храма Василия Блаженного, можно за несколько минут неспешно дойти до Красной площади, где на главной башне Кремля чудом сохранилась другая, ещё более древняя надвратная икона Всемилостивого Спаса, написанная в 1521 г. в память о сохранении града Москвы от вражеского нашествия.

Юрий Кобяков, краевед