Изречения святых отцов:

Блажен человек, в котором есть любовь Божия; ибо он носит в себе Бога. Бог любовь есть, и пребывающий в любви в Боге пребывает.

— Прп. Ефрем Сирин
  YouTube-logo-full_color   IMG_1116   fb-art   IMG_1116
75

Великий покаянный канон прп. Андрея Критского

15 марта 2021 г. Православная Церковь вступила в период «Святой Четыредесятницы» или Великого Поста – один из главных периодов церковного покаяния, строгого самоограничения и приготовления к светлому празднику Пасхи, отмечаемому 2 мая.

По традиции, в первые четыре дня первой недели Великого поста на вечернем богослужении духовенство читает Великий покаянный канон прп. Андрея Критского – самый большой православный молитвенный канон, созданный в VIII в. В его тексте мы можем найти отсылки к событиям Ветхого Завета и строкам Евангелия, а также обращение к Богу о спасении кающейся души. Вновь к этому богодухновенному тексту верующие обращаются на вечернем богослужении в среду пятой недели поста (в 2021 г. – 14 апреля – прим.) во время «Мариина стояния», когда текст Великого канона читается полностью – вместе с житием прп. Марии Египетской, христианской святой V в.

По окончании чтения Великого канона на первой неделе Четыредесятницы в Спасском соборе Вознесенской Давидовой пустыни настоятель монастыря игумен Сергий (Куксов) обратился к братии и прихожанам с пастырской проповедью:

«Дорогие братья и сестры, сердечно рад, что мы прочли Покаянный канон прп. Андрея Критского на первой седмице Великого поста. Особо хотелось бы обратить внимание на то, что весь канон, который сегодня предложила Церковь, связан с приведенными святым Андреем Критским примерами из Ветхого Завета, примерами покаяния, когда Господь прощал грехи согрешающих, как Он посылал свою милость, как Он давал людям радость. И сегодня, читая канон, хочется привести слова прп. Андрея Критского, когда он говорит об одном из разбойников, распятом на кресте со Спасителем:

«Разбойник оглаголоваше Тя, разбойник богословяше Тя, оба бо на кресте свисяста. Но, о Благоутробне, яко верному разбойнику Твоему, познавшему Тя Бога, и мне отверзи дверь славнаго Царствия Твоего» («Разбойник поносил Тебя, разбойник же и Богом исповедал Тебя, вися оба на кресте; но, Милосердный, как уверовавшему разбойнику, познавшему в Тебе Бога, открой и мне дверь славного Твоего Царства»).

Так, дорогие братья и сестры, прп. Андрей Критский рассказывает нам о тех разбойниках, что заслуженно по своей жизни находились на казни рядом со Спасителем. По церковному преданию, висевший слева на кресте преступник хулил Бога; он всех, кого только можно было, осуждал и винил и ближних, и власть предержащих, и самого Бога в том, что он находится на этом мучении, на котором он должен был умереть. С правой стороны находился «благоразумный» разбойник, который за свою преступную жизнь был осужден и находился на кресте, и, как сказано в Писании, он познал Бога и, обратившись к Нему, сказал: «Помяни меня, Господи, когда будешь в Раю». И Господь сказал: «Ныне со Мною будешь в Раю».

Каждый из нас несет свой жизненный крест, и этот крест состоит из того, что мы терпим наших ближних, мы терпим власть предержащих, мы терпим какую-то несправедливость, которая относится, казалось бы, к нам. Но мы сами виновны в том, что мы несем такой крест, потому что мы не видим Бога, Который говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30). Все испытания, все трудности, которые встречаются нам с вами на жизненном пути, если они будут проходить через мольбу, через обращение к Богу, через осознание своих грехов, то здесь на земле, в нашем сердце будет пребывать любовь, будет пребывать радость, будет пребывать Рай. А если мы, встречая испытания, будем всех винить, всех, кто находится вокруг нас, но не себя, то мы будем в печали, в унынии, в отчаянии, и ад будет находится уже в нашем сердце при жизни. Будем же, взирая на благоразумного разбойника, обращаться к Богу и просить Его словами: «Помяни меня, Господи, когда будешь в Раю». И верим, что Господь по сокрушению нашего сердца и по Своей любви и милости поможет нам обрести помощь в этой жизни и не лишит нас Царствия Небесного…»