Изречения святых отцов:

Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его, овладевает им и не позволяет ему собраться с силами.

— Прп. Макарий Египетский
  YouTube-logo-full_color   IMG_1116   телеграмм

Заказ поминовений

Братья и сестры, просим внимательно относиться к заказу поминовений! Принимаются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

В нашем монастыре принимаются следующие требы (сумма пожертвований ориентировочная):

  • Заказная записка о здравии и об упокоении – 30 рублей (записка не более 10 имен);
  • Молебен, панихида – 40 рублей (записка не более 10 имен);
  • Сорокоуст о здравии или о упокоении – 200 рублей (1 имя);
  • Поминовение на год о здравии и о упокоении – 700 рублей (1 имя).

Имена в записках пишутся в родительном падеже.

Поминовение можно заказать:

Почтовым переводом (имена и пожертвование почтовым переводом): пожертвования за требы высылаются на адрес монастыря (указан ниже), на имя настоятеля обители игумена Сергия (Куксова Николая Геннадьевича). В переводе указываются имена для поминовения с названием треб. Имена записываются в синодик для поминовения с момента поступления перевода.

Имена на электронную почту,  пожертвование почтовым переводом: имена прислать на электронный адрес monvdp@mail.ru, а пожертвование отправить почтовым переводом. Имена записываются в синодик для поминовения с момента поступления перевода.

Имена на электронную почту, пожертвование на ЮMoney: на электронный адрес monvdp@mail.ru высылаются имена с названием треб, и переводится пожертвование на счет в системе ЮMoney. В письме сообщите перечисленную сумму, платежную систему и номер счета, с которого был сделан перевод.
Адрес монастыря: Россия, 142322, Московская область, Чеховский район, село Новый быт, Вознесенская Давидова пустынь.

Счет в системе ЮMoney:  № 410012026110159.

Заказ на сайте: заполните приведенную ниже форму, введите сумму перевода, а в поле комментарий укажите имена. Оплатить можно со счета ЮMoney или банковской картой.

Памятка для желающего подать записку о живых и усопших

Записки лучше подавать до начала службы.

Вписывая имена живых и усопших, поминайте их при этом с искренним желанием им добра, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете — это уже молитва.

Записки с большим количеством имен труднее читать с тем же молитвенным настроем, чем сравнительно небольшие. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — можно подать несколько записок.

Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»). Первыми пишутся имена архиереев и иереев, (например, «О здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава) затем свое имя, имена родных и близких.

То же относится и к запискам «О упокоении» (например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.)

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли).

В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

Ребенок до 7 лет в записке упоминается по обычаю как младенец (младенца Иоанна), от 7 до 14 лет – отрок/отроковица (отрока Алексия, отроковицы Варвары).

Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного», «непраздную» (т.е. беременную).

Разрешается писать в сокращении — мл, отр., бол., пут., закл., непр.

В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный» (нов.). Допускается написание перед именем «убиенный», «воин», приснопамятный» (в день смерти, именин усопшего). Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Что такое помянник и церковная записка

В семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших для поминовения. Помянник — память о наших предках, что делает его книгой, важной для каждого христианина. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения. Записка, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании смысла записей имен живых и усопших для их поминовения. Помянники и записки, как по своему внешнему виду, так и по употреблению могут быть приравнены к богослужебным книгам: ведь на них изображает Святой Крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым престолом.

 

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы, как молитва общая, совокупная, то есть молитва в церкви. Церковная молитва — это та молитва, о которой Господь сказал: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18,19-20). В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм — дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога. В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, потому что Христос умер за грехи наши (1 Кор. 15, 3). Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2, 2). Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной вечери совершать в воспоминание о Нем принесение под видом бескровных Даров — хлеба и вина, — Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что совершается в храмах на Божественной литургии.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально для того поставленным—Я вас избрал и поставил вас, — говорит Спаситель Своим апостолам, — чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин. 15,16). Данные от Господа права и возложенные на них обязанности и полномочия апостолы передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1 Тим. 2, 1). Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним (Иак. 5,14).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела. «Я не умею молиться» , — отвечал отец Иоанн. «Помолитесь, — продолжала просить женщина. — Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне». Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала: «Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит». Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время праведный Иоанн Крондштадский снова встретил ее, и она сказала: «Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила». Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

 

Кого нужно и можно поминать в записках

Первая записка, подаваемая нами, — «О здравии». Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, материальное благополучие, но и его духовное состояние. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: молитесь друг за друга (Иак. 5,16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь. В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от здравия которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним — архипастыря, преосвященного архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.

Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 1-4). Затем пишется имя духовного отца, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: Поминайте наставников ваших (Евр. 13, 7), имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Если вам сделали добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа: отдавайте всякому должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон (Рим. 13, 7-8). Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, его имя тоже можно вписать для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась. Вторая записка, подаваемая нами, — «О упокоении». В ней мы пишем имена усопших родных, друзей, знакомых, учителей — всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божьими, как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).

Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках. Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь. Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим. 14, 8-9). Наше единство и общение с умершими может особенно чувствоваться во время усердной молитвы за них. Это производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

 

Как совершается в церкви поминовение живых и усопших на проскомидии

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам? Проскомидия — это часть литургии, на которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Евхаристии. В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для совершения литургии. Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как неведомо для мира произошло рождение Спасителя. Для проскомидии употребляется пять особых просфор. Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину — ей дано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца. Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц — в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святого, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд. После этого священнослужитель из четвертой просфоры вынимает частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы — сначала за живых, ниже — за усопших. Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими. В это время и читаются поминания — записки, книжки помянники, которые мы подаем на проскомидию. При чтении имен священнослужитель вынимает частицы просфор, говоря: «Помяни, Господи…» (указываются написанные имена). Вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор. Это — первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках. Частицы, лежащие на дискосе, символизируют всю Церковь Христову. «На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная…

Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. — В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается Божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!» От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в Тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы те, чьи имена написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на престоле очистительной жертвы. Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле Пречистого Тела Господня, будучи внесена в Потир, напоена Божественной Кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований, что передается тому, за кого она возносится. После того как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон влагает в Потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и усопших. Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и усопшие, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой Кровью Сына Божия, получили оставление грехов и жизнь вечную. Об этом говорят и слова, произносимые священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему так необходимо поминовение живых и усопших именно в церкви, на литургии, ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом престоле, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения. Сорокоуст совершается Церковью в течение сорока дней. В течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. «Сорокоусты, — пишет св. Симеон Солунский (XV в.), — совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу) Судии, был восхищен на облацех и так был всегда с Господом». Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Молебен — это особое богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т.д. Другие молебны принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам верующих.

 

Почему надо молиться об усопших

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, — это переход из временной жизни в вечную. Наши молитвы об усопших — это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли душой, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение. Церковь — это живой организм, по выражению апостола Павла, Тело, Глава которого — Сам Господь Иисус Христос. К Церкви принадлежат не только верующие, живущие на земле, но и те, кто скончался в правой вере. Между живыми и усопшими должно происходить живое, органическое единение, ведь и в живом организме все члены связаны друг с другом, каждый исполняет что-либо для жизнедеятельности всего организма. Наша обязанность — заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших. Многие перед смертью не успели сподобиться Таинства Покаяния и Святого Причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню.

Принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь. Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них — домашняя, и особенно церковная, соединенная с принесением Бескровной Жертвы на Божественной литургии. «Когда весь народ и священный лик стоит с воздеянием рук, и когда предлежит страшная Жертва, то как не умолим прося за умерших? » — пишет святитель Иоанн Златоуст. Но кроме молитвы о усопших, мы должны всячески проявлять милость и сообщать благотворения, потому что милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех (Тов. 12, 9). Святитель Иоанн Златоуст советует: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук». Преподобная Афанасия, сказав, что «если грешны души усопших, то за живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов», добавляет: «если праведны, то сделанное ради них добро служит к спасению делавшим его». Поэтому необходимо, чтобы за наших усопших как можно чаще возносилась молитва и Бескровная Жертва. Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, хотя бы они были уже и в аду, ибо Бескровные Дары, приносимые в жертву, пресуществляются в Плоть и Кровь Христовы, так что Он Сам — жертва ради спасения нашего.

 

Как часто следует подавать записки для поминания

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров необходимо как можно чаще, и особенно в те дни, которые имеют исключительное значение: день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи. Почитая память святого, чье имя мы носим, мы призываем своего покровителя на молитву и ходатайство перед Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения ребенка. Влечет нас к себе грех, овладевает ли нами дурная страсть, искушает ли дьявол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, приходит беда, нужда, болезнь — молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит избавлению, укреплению и утешению.

Подготовлено с использованием материалов сайта монастыря Казанская Амвросиевская женская пустынь.