Изречения святых отцов:

С раздражительностью бороться надо. Первый шаг – не поддаваться… стиснуть зубы и отойти… Всякий раз молиться до слез… можно жгутом по плечам. Смилуется Бог и исцелит.

— Свт. Феофан Затворник

Талеж

talezh
  YouTube-logo-full_color   IMG_1116   fb-art   IMG_1116

Паломническая поездка в Лужецкий, Спасо-Бородинский и Колоцкий монастыри – записки экскурсовода

5 ноября 2017 года рано утром, по темноте выехал автобус с паломниками Вознесенской Давидовой пустыни из нашего города Чехов. Маршрут поездки пролегал по трем монастырям. Первым нас встретил Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь, древние стены обители, величественный храм Рождества Пречистой Богородицы, создавал атмосферу молитвы. Монастырь был заложен более шести веков назад в 1408 году. Паломники, помолившись на литургии, и молебне, прочитали акафист у мощей Преподобного Ферапонта. Осмотрев обитель и тронулись дальше. После вкусного и сытного обеда прибыли в Спасо-Бородинский монастырь. Обитель стоит на Бородинском поле, это место неувядаемой славы русского оружия, великого подвига русских воинов защитивших Отечество ценой собственной жизни. О подвигах русских солдат и генералов в Бородинском сражении, о создании обители, нам рассказывала экскурсовод – монахиня Варвара. Знакомство с монастырем мы начали с истории  строительства Храма Спаса на Крови. Храм был построен на месте гибели генерала А.А. Тучкова его вдовой при содействии императора Александра I. В день освящения храма Маргарита Михайловна внесла в храм его главную святыню – образ Спаса Нерукотворного, полковую икону Ревельского полка, врученную ей генералом Тучковым при прощании в 1812 году и ставшей для нее последней памятью о муже. Вскоре (1826г.) умирает сын Николенька и родители Маргариты Михайловны, и она принимает окончательное решение поселиться на поле чести Русского оружия. Через некоторое время около жилища Маргариты Михайловны образуется женская община, позже по благословлению митрополита Московского Филарета превращенная в монастырь. В святых стенах монастыря ежедневно совершается Божественная литургия, не умолкает чтение Неусыпаемой Псалтыри, поминовение павших в сражении, обязательное дело для каждой монахини. Впоследствии, став игуменьей Марией, она ведет хозяйственную жизнь монастыря духовно окормляет сестер и прихожан обители. Матушка Мария отошла в мир иной 29 апреля 1852 года, но ее можно назвать «предтечей» знаменитых стариц – схимонахини Сарры (Потемкиной, +1911г) и преподобной Рахили (Коротковой, +1928г). Преподобная Рахиль канонизирована как местночтимая святая в 1996 году.

Своим богоугодным житием игуменья Мария повторила подвиг многих известных и безызвестных жен святой Руси, которые потеряв супругов своих стали выше личных семейных переживаний. Настоятельница обители, пребывая в молитвах и молениях день и ночь, уповая на Бога, заботилась как мать о сестрах, принимала странников и скорбящих. Некоторые укоряли Матушку в излишнем снисхождении к сестрам, на что она обычно отвечала: «Насколько любим начальник обители, настолько он и полезен. Его строгость не исправляет никого, но ожесточает, учит лукавству и лжи. Грех находит прощение у Бога, но злоба отдаляет от Него человека».

Посетив собор Владимирской Божией Матери, поклонившись его святыням, мы помолились у часовни преподобной Рахили и в скором времени продолжили свой путь.

На границе Московских и Смоленских земель нас встретил Успенский Колоцкий женский монастырь, поразивший нас своей внешней скромностью и величием. Чудотворная икона Божией Матери Колочская была обретена в 1413 году простым земледельцем Лукой, который нашел ее в лесу на дереве. У иконы сразу начались исцеления и знамения. Можайский князь Андрей Дмитриевич с крестным ходом встретил икону в своей столице. Колочская икона была первой явленной в непосредственной близости от Москвы. После встречи Колочского образа в Можайске, в Москве икону встречал сам митрополит Фотий с епископами и со всем Священным собором. Игуменья Амвросия провела экскурсию по монастырю и рассказала нам о чудесных исцелениях по молитвам у иконы Божией Матери Колочской, о строительстве монастыря благочестивым князем Андреем. Под деревом, где была обретена икона крестьянином Лукой, забил источник, испив воды у источника и набрав ее с собой, мы отправились домой, делится своими впечатлениями и радостью от поездки.