Изречения святых отцов:

Кто, живя в безмолвии, познал свою немощь и, пришедши, продал себя послушанию, тот, бывши слеп, без труда ко Христу прозрел.

— Прп. Иоанн Лествичник
  YouTube-logo-full_color   IMG_1116   телеграмм

Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее

Всех Вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днем и памятью святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Мы сегодня после Божественной литургии совершили панихиду за тех, кто пострадал в период лихолетия, в период гонения на веру Христову, за наших с Вами сродников. Не всех могли найти, не всех смогли по именам перечислить, потому что многие личные дела были потеряны, уничтожены. Кого-то, может быть, и по документам оклеветали специально, и мы по факту не можем прославить в лике святых, но Господь знает всех, кто в этот период нес этот крест, тяжелый крест исповедничества и мученичества. И поэтому в каждом своем прошении мы говорили: «Господи, имена Ты Сам веси», Ты знаешь, Господи, кто и как служил и служит Тебе, кто какую принимает смерть, что в его сердце. А сердце это самое главное.

Мы сегодня слышали евангельское чтение, где говорится о том, как такие же люди, как и мы с Вами, входят в храм Божий и начинают молиться. Вошли в храм мытарь и фарисей. И вот фарисей проходит в центр храма, чтобы его все видели, поднимает свое лицо, взор на Небо и начинает благодарить Бога: «Господи, благодарю Тебя, что я не такой, как прочие, что я исполняю заповеди Твои». И в углу храма, сзади стоит мытарь, который не может поднять головы, потому что осознает свою греховность, и обращается к Богу не взором, а сердцем: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Тех, кто вчера сподобил, кто понудил себя вечером прийти в храм, они слышали песнопения, которые начинают нас с Вами готовить к периоду Великого поста. Этот период готовит нас с Вами к празднику Пасхи Христовой и поэтому Церковь предлагает нам вот эти два образа человека, молящихся в храме Божием, для того, чтобы мы с Вами, видя эти образы, могли понять, сравнить свою жизнь, свою молитву, к кому мы относимся, кого мы осуждаем, как мы просим Бога и за что мы Его благодарим, и какими мы выйдем из храма Божия. Сказано в Священном писании, что ничто скверного не может войти в Царствие Божие и не исполнение законов, а именно любовь дает нам возможность прийти в Царствие Божие. До прихода на землю Спасителя много было заповедей, но, когда пришел, Он сказал Своим ученикам и всем нам: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга». В этом наша сила. Сила любви, она все может превозмочь в этом мире. Как сказано в Писании: что может нас разлучить от любви Божией? Ни тягота, ни смерть, ни болезнь, ни страдания, ни Ангелы, ни Начала, ничего не может нас с Вами разлучить от любви Божией. Но как почувствовать эту любовь Бога к себе? Для того, чтобы, придя в храм, остаться в нем на всю жизнь своим сердцем. Для того, чтобы прилепиться к Богу, а не чтобы какая-то нужда мирская, болезнь, страдания понудили нас прийти в храм Божий, писать записочки, молиться, и когда проходят испытания – мы выходим и все забываем. И ждем опять, когда грянет гром. И при этом мы называем себя верующими, мы говорим о том, что мы молимся. А молимся именно так же, как молился и фарисей. А не как мытарь. Ведь нет среди нас ни одного человека святого. И можем ли мы так молиться, как молится фарисей? Или все-таки, склонив главу, подходя к каждому образу святого, к Матери Божией, к Спасителю, к Распятию, мы должны жизнь свою сравнить с теми, к кому мы подходим и попросить их помощи, их заступничества, и попросить, чтобы они молили Бога, чтобы нам пройти этот жизненный путь. Сегодня здесь, в нашей земле не требуется от нас того исповедания, той крови, которая бы свидетельствовала о нашей вере в Бога, но мы не можем понести и малость. Враг очень хитер, и он представляет нам грех в красивых картинках, в удобствах этого мира, в лекарствах, в отдыхе, во всем. В любви к нашим ближним. Но при этом мы забываем, что все посылается Богом. И все это, что посылается Богом, приятное и неприятное нам с Вами, имеет отношение в нашем сердце. Поэтому только чистые сердцем Бога узрят. И мы, приходя в храм, должны помнить об этом. И, подходя к дверям храма, мы крестимся, осеняем себя крестным знамением, просим: Господи, помоги нам помолиться. Буди нам, грешным, милостив. И выходя из храма благодарим Его за то, что Он дал нам возможность помолиться в церкви. Не будем это приписывать своим заслугам, а будем благодарить Бога.

Много людей живет в поселке, в области, в стране. Но много ли в храме? Понуждает нас с Вами сюда прийти какая-то проблемка, желание удобства этого мира. Или же понуждает нас сюда прийти наша вера? Для того, чтобы укрепиться, ведь неровен час, и то, что сейчас происходит в других местах нашей планеты, где гибнут люби и очень многие гибнут из-за того, что они прославляют имя Бога. Ведь это может случиться и на нашей земле. А сможем ли мы исповедовать перед смертью веру в Бога?

Нам нужно подумать, зачем мы пришли на землю, что мы хотим сделать, ради чего мы живем. Как-то встретилось в интервью одного артиста, Петра Мамонова, которому задали вопрос – не помню какой, но о жизни, об отношении к богатству, удобству, он журналисту отвечает: «а что я буду делать в четверг, если я умру в среду?» Кому нужны мерседесы, дома? Нам нужно просто подумать о своей жизни. Если мы живем ради того, чтобы все это приобрести – несчастные мы люди. И только от того, что мы крестим лоб, увеличивается грех наш. Потому что тем самым мы жертву страдания Спасителя и всех угодников, сродников наших, которые умерли за Христа, приравниваем каким-то нашим несчастным удобством, от которых они отказались.

Русская Православная Церковь сегодня самая многочисленная по количеству верных чад. И не могла она, приняв православие, христианство от Византии, где в первые века люди своей кровью утверждали, исповедовали веру, не могла она быть в стороне. И поэтому в 20 веке, поскольку наши ближние не оценили ту любовь, тот дар, который дал Господь в виде веры, мы и внесли в общую копилку Церкви наших угодников, их страдания. Будем помнить об этом, братья и сестры, будем стараться идти в храм сами и вести своих детей.

Очень часто на исповеди приходят родители, и в общении также слышишь, что подрастает ребенок, перестает молиться, перестает слушаться, перестает ходить в храм, принимать участие в Церковных таинствах. А кто в этом виноват? Подумайте, какой пример мы показываем? Могу сказать по воскресной школе: пока нужно родителям, чуть-чуть понимают, они ведут детей. Подрастают немножко дети, когда они сами могу прийти в воскресную школу, родителей днем с огнем не сыщешь. А они должны показывать пример и дома, и в храме. Они должны помочь ребенку встретиться сердцем с Богом, почувствовать Его. Тогда он не уйдет из храма. А мы приходим сюда как фарисеи, не замечаем, что сердце наше остается пустым, что Бог не посещает его. Будьте внимательны. Самая большая печаль для родителей – это дети. И каждого Господь ведет в Царство Небесное своим путем. Поэтому всем желаю крепкой веры, понуждать себя молиться дома. Ведь посмотрите, мы даже идем к причастию… вот стоишь с Чашей – иногда даже рука не поднимается, чтобы причастить человека, и не понимаешь, почему. Смотришь боковым зрением, как он отходит от Чаши – на пятой скорости вылетает, не понимая, к Чему он приступил, с Кем он соединился. А не понимая этого, он не получает благодать, он не укрепляет свою веру, не ощущает Христа в своем сердце. Приходят люди просить крещения для детей или для кого-то. Спрашиваешь: зачем живешь? Чешут голову: «Философский вопрос». Да взять дубину и по голове. Чтобы вся дурь из головы вышла, вся философия.

Подумайте немножко, братья и сестры, понуждайте себя и молитвой, и чтением, примером святых отцов. Только тогда будет понятна жизнь Церкви, ради чего они умирали. И почему мы приходим и просим их. Мы не просим тех богачей, которые жили в достатке и в довольствии. А просим тех, которые в своей жизни от всего отказывались, которые шли и умирали. Детей вели к Богу, детей вели на мучения, чтобы дети умерли за Христа. Вот материнская, родительская любовь – чтобы ребенок умер за Христа. А что мы делаем? Ну он устал, 5 дней в школе учится, воскресенье… Евангелие воскресное за неделю не можем прочитать – 10 строчек. Стыд и срам. Всем нам с вами. Нам, священникам, потому что мы не можем укрепить вашу веру. А вам потому, что вы сами, имея своих детей, имея примеры святых отцов, также не идете. Будем, дорогие братья и сестры, еще раз говорю, понуждать себя. Без этого невозможно нам объединиться во Христе. Желаю всем помощи Божией, крепости сил. Помните, без Бога человек глуп.

Причастников и причастниц поздравляю с принятием святых Христовых Тайн. Возблагодарим Бога. Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

Оставить отзыв