Изречения святых отцов:

Начало зол – рассеянность.

— Авва Пимен
  YouTube-logo-full_color   IMG_1116   телеграмм

Записки паломника – Зосимова пустынь, Александров, Лукианова пустынь

Смоленская Зосимова пустынь находится в глуши Владимирской области, и чтобы в нее попасть, надо проехать военную часть. Кругом болота, леса – глубинка, одним словом. Но как там хорошо. Будто попал в прошлые столетия – тишина и неземной покой. В храме старинные потемневшие иконы, мощи святых угодников Божиих. Зосимова пустынь – одна из колыбелей московского старчества. Восстановлен и действует на территории монастыря пока один храм. Рядом с монахами, послушниками и трудниками живут семьи. Условия самые скромные – вода в колонке. Половина территории и зданий еще не передана монастырю, но молитва совершается.

Экскурсию проводил монах Аристоклий. Работая с церковными архивами, в 2018 году он делает предположение: «За 25 лет до 1673 г. (год прихода о. Зосимы в это место) в Иосифо-Волоцком монастыре был игумен Зосима, к нему приезжали как к духовному отцу царственные особы. Не этот ли отец Зосима приходит затем в Александров и основывает свою пустынь, ведь к нему в пустынь также ездили лица царской фамилии, в том числе царевна Наталия Алексеевна, сестра царя Петра Великого».

Со смертью о. Зосимы монастырь упраздняется на 150 лет, но потом чудесным образом возобновляется. В 1860 году к помещице-лютеранке Генриетте Нэттен, владелице этой земли, приходят два монаха, говорят ей, что они от монаха Филиппа из Гефсиманского скита, и просят отдать землю. Она им отказывает, но вскоре умирает ее дочь. Видя причину этого в своем отказе, она едет в скит к юродивому Филиппушке, раскаивается и хочет отдать землю. Филиппушка уразумел в этом волю Божию на восстановление монастыря, ведь он никого не посылал, а два монаха были посланы свыше.

Также купцу Шапошникову во сне явился старец Зосима и повелел построить монастырь в этом месте. Он начинает строительство и переезжает сюда со всей своей семьей. В 1905 г. в пустыни совершилась первая Литургия. А о. Прокопий, третий сын юродивого Филиппушки стал настоятелем монастыря. В 1907 году в пустынь пришел о. Герман из Гефсиманского скита и привел с собой учеников. Стал монастырь называться «Северной Оптиной».

Далее паломники отправились в г. Александров в Свято-Успенский женский монастырь. В Троицком храме сохранились фрески XVI в. времен Ивана IV (Грозного). Они требуют поновления, краски выцвели, полиняли, но контуры четкие. Вход в храм из притвора с Западной стороны предваряют двери. Раньше считали, что они XIV в., вывезены Иваном Грозным из Твери – плененные двери. Деревянные створы обложены медными листами. Более поздние исследования предполагают (из-за наличия бронзовых окантовок), что двери из Византии VIII в. Набеги славян на Константинополь были не редкость – таким образом они попали в Тверь, а затем в Александров. С Южной стороны при входе в храм – врата Софийского собора г. Новгорода, привезенные в 1570 г. Их называют Васильевскими, по имени новгородского архиепископа, установившего эти врата в Новгороде в 1336 году.

В Троицком соборе покоятся мощи прп. Корнилия, строителя и устроителя двух монастырей – Лукиановой пустыни и монастыря в Алексндровой слободе. Сохранилась и келия прп. Корнилия, где хранится фотокопия книги пострижения в иночество. В ней есть запись о постриге в иночество царя Ивана IV с именем Иона. Подлинник находится в музее «Александрова Слобода». Над мощами прп. Корнилия находится чудотворная икона Божией Матери «Страстная».

В Лукиановой пустыни главной святыней является икона Рождества Богородицы «Лукиановская», с нее и началась история монастыря в 1597 году (перед «Смутным временем»). Изначально этот образ находился в приходской церкви с. Игнатьева. Икона трижды исчезала из храма и ее обнаруживали в лесу. На месте ее обнаружения был построен храм. В Смутные времена село опустело, храм обветшал, все иконы в нем полиняли, кроме одной – Рождества Богородицы. В 1640 году пришел в эти места прп. Лукиан и стал там жить, строить, молиться – так постепенно возник монастырь. С иконой стали совершать крестные ходы до г. Александрова, и написаны были списки с чудотворного образа. Во время чумы город обошли Крестным ходом с чудотворной иконой, и чума прикратилась. Вот этот список (1654 г.) находится в монастыре и по сей день. Мощи прп. Лукиана покоятся в храме Богоявления. А храм Рождества Богородицы еще не восстановлен, только крышу сделали, а на остальное средств нет. Помоги, Господи восстановить и этот храм!

В монастыре свое хозяйство, коровы, земли, выпасы. В лавочке продают своей выпечки хлеб, очень вкусные молочные продукты.

От поездки на сердце умиротворение, умиление и благодарение Богу. Есть у нас в России не очень известные, но такие благодатные места, от которых дух захватывает. Слава Богу за все!

Смирнова О.М.