Изречения святых отцов:

Желающий переплыть мысленное море долготерпит, смиренномудрствует, бодрствует, воздерживается. Без сих четырех добродетелей, если он решится вступить в море, возмущается сердце его, и он не может переплыть.

— Авва Марк
  YouTube-logo-full_color   IMG_1116   телеграмм

Социальный состав насельников Вознесенской Давидовой пустыни в 1854-1855 гг.

Через год монастырь Вознесенская Давидова пустынь будет отмечать прекрасную дату – 500 лет со дня основания. А в истории обители еще много белых пятен, которые ждут своего исследователя. Два издания, посвященные Вознесенской Давидовой пустыни [1], опубликованы в XIX – начале XX века и содержат самые общие сведения о развитии обители на разных этапах её существования.

Большая часть свидетельств, рассказывающих о жизни монастыря, хранится в фондах Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Семьдесят шесть документов связаны с деятельностью игумена Варлаама,  настоятеля обители в 1854-1865 гг. (см. приложение).

Цель работы – исследование социального состава насельников монастыря Вознесенская Давидова пустынь за 1854-1855 год.

Задачи работы:

  • прочитать и распечатать документы с учетом требований современного русского языка;
  • определить проблематику документов;
  • изучить социальный состав насельников Вознесенской Давидовой пустыни в 1854-1855 гг.;
  • определить причины изменения количественного состава насельников монастыря в 1854-1855 гг.

Метод исследования:

  • анализ неопубликованных источников.

Обзор источников.

Работа основана на анализе копий семидесяти шести архивных документов, присланных в Вознесенскую Давидову пустынь в период, когда настоятелем обители был иеромонах Варлаам. Все они, кроме ведомости 1854 года,  датированы 1855 годом. Все копии документов находятся на хранении в Вознесенской Давидовой пустыни.

По благословению покойного архимандрита Германа (Хапугина) в РГАДА в 2003-2004 гг. работал историк – архивист. К сожалению, у братии обители выяснить,  кто из историков работал в архиве,  не удалось. В 2003-2004 году были сняты копии нескольких десятков документов 1854-1855 гг, 1912-1915 гг., часть документов была переписана от руки. Чем обусловлен выбор этих хронологических отрезков, выяснить не удалось. Можно предположить интерес к документам периода 1912-1915 гг. Эта группа документов, связанная с деятельностью архимандрита Валентина, описывает жизнь обители накануне её 400- летия.

Историк, работавший в архиве, собрал документы по темам, дал название каждой теме.  В процессе работы необходимо было установить проблематику документов. Поэтому все документы были прочитаны  и перепечатаны с учетом требований современного русского языка. Стилистика документов при этом была сохранена.

Социальным особенностям обители посвящены 36 документов. Все тридцать шесть  документов присланы в Давидову пустынь из Московской Духовной Консистории.

Тематически входящие и исходящие документы Давидовой пустыни можно разделить на несколько блоков:

  • сводные ведомости о количество братии- 2 документа (6%);
  • прошения о принятии в братство и пострижении в монахи-  9 документов (27%);
  • увольнение по старости – 2 документа (6%);
  • смерть насельника обители- 1 документ (3%);
  • направление в монастырь для исправления – 4 (12%);
  • переводы из обители- 16 (48%).

Социальный состав насельников Вознесенской Давидовой пустыни за 1854-1855 гг.

«Ведомость о монахах и бельцах Вознесенской Давидовой пустыни» позволяет проанализировать социальный состав насельников обители в 1854 году.

Кто именно

Из какого звания

Чему и где обучался

Когда пострижен в монашество

1

 

Настоятель иеромонах Варлаам

Из мещан

Чтению и письму при доме

1831 г. в Богородицком Оранском монастыре

2

Иеромонах Варфоломей

Из мещан

В приходском училище

1811 г. в Угрешском онастыре

3

Иеромонах Парфений

Из духовного звания

В Вифанской семинарии в низшем отделении

1845 г. в Давидовой пустыни

4

Иеромонах Иларий

Из крестьян

Чтению и письму на дому

1850 г. в Давидовой пустыни

5

Иеромонах Игнатий

Из крестьян

Чтению и письму на дому

1850 г. в Давидовой пустыни

6

Иеромонах Мелетий

Из мещан

Чтению и письму на дому

1851 г. в Давидовой пустыни

7

Иеромонах Пахолий

Из вольноотпущенных

Чтению и письму при доме

1852 г. в Давидовой пустыни

8

Иеродиакон Венедикт

Из крестьян

Чтению и письму при доме

1842 г. в Давидовой пустыни

9

Иеродиакон Даниил

Из духовного звания

Во Владимирской семинарии, окончил курс

1837 г. в Спасо-Яковлевском Дмитровском монастыре

10

Иеродиакон Инокентий

Из духовного звания

В Переяславском уездном училище

1832 г. в Николаевском Угрешском монастыре

11

Иеродиакон Марко

Из однодворцев

Чтению и письму при доме

1839 г. в Николо- Пешношском монастыре

12

Иеродиакон Илиадор

Из духовного звания

Чтению учился … (не разбираемо) училище

1832 г. в Берлюковском училище

13

Иеродиакон Флавиан

Из мещан

Чтению и письму при доме

1853 г. в Давидовой пустыни

14

Диакон Алексей Николаев

Из духовного звания, вдовый

В бывшей Московской Славяно-греко-латинской академии

Не пострижен

15

Диакон Василий Ильин

Из духовного звания, вдовый

В бывшей Московской Славяно-греко-латинской академии

Не пострижен

16

Монах Алексей

Из духовного звания

Чтению и письму при доме

1822 г. в Давидовой пустыни

17

Монах Тихон

Отставной прапорщик

… (не обозначено)

1830 г. в Троице-Сергиевой лавре

18

Монах Агапит

Из духовного звания

Чтению и письму при доме

1840 г. в Перервинском монастыре

19

Монах Анастасий

Из мещан

Чтению и письму при доме

1853 г. в Давидовой пустыни

20

Монах Фотий

Из мещан

В уездном училище

1854 г. в Давидовой пустыни

21

Монах Киприан

Из крестьян

Чтению и письму при доме

1854 г. в Давидовой пустыни

22

Никифор Владимиров

Из мещан

Чтению и письму при доме

23

Федор Григорьев

Из крестьян

Чтению и письму при доме

24

Матвей Иванов

Из вольноотпущенных

(не обозначено)

25

Кондратий Петров

Из военных

Чтению и письму при доме

26

Стефан Симонов

Из крестьян

Грамоте не обучался

27

Дмитрий Никитин

Из вольноотпущенных

Чтению и письму при доме

28

Парфений Арчеков

Из мещан

Чтению и письму при доме

29

Васильев Зиновьев

Из вольноотпущенных

Чтению и письму при доме

30

Николай Дмитриев Панков

Из вольноотпущенных

Чтению и письму при доме

31

Василий Егоров Петровский

Из мещан

Чтению и письму при доме

32

Григорий Васильев Макаров

Из мещан

В уездном училище

33

(№33 пропущен)

34

Иван Тихонов

Из крестьян

Чтению и письму при доме

35

Иван Ключарев

Из духовного звания

Во Владимирской семинарии

36

?

Из дворян

В уездном училище

37

Павел Андреев Протопопов

Из мещан

В приходском училище

38

(№37 даны 2 раза) Никифор Ильин

Из вольноотпущенных

Чтению и письму при доме

39

Петр Петров

Из вольноотпущенных

Чтению и письму при доме

40

Михайло Андреянов

Из вольноотпущенных

Чтению и письму при доме

41

Михайло Сергеев

Из мещан

Чтению и письму при доме

42

Монах Иларион

Из крестьян

В Санкт-Петербургском Земледельческом институте

21 октября 1855 г. пострижен в монахи

43

Алексей…

Из вольноотпущенных

Чтению и письму при доме

44

Сергей Федоров

Из крестьян

Чтению и письму при доме

45

Иван Данилов

Из вольноотпущенных

Чтению и письму при доме

46

Никонор Максимов Шишкин

Из мещан

Чтению и письму при доме

47

Дмитрий Антонов Беляев

Из дворян

Чтению и письму при доме

48

Виктор Тихонов Зоров

Из мещан

Чтению и письму при доме

49

Петр Гаврилов Уханов

Из купцов

Кончил курс в Московской коммерческой академии

50

Петр Осипов

Из вольноотпущенных

Чтению и письму при доме

 Общее количество лиц мужского пола, проживающих в монастыре на момент составления ведомости, – 50 человек. Из них лица монашеского чина (иеромонахи, иеродьяконы, дьяконы, монахи) составляют 44% (22 человека), а 54% – это лица, не имеющие духовного сана. В русских монастырях этот социальный слой включал бельцов и трудников. Бельцами в русских монастырях именовали тех, кто вносил денежный вклад в обитель. При этом вкладчик жил в монастыре наравне с братией, но не постригался в монахи и не имел священнического сана. Трудники, в отличие от вкладчиков бельцов, ничего не дарили обители, а жили в нем на правах послушников – рабочих [2].  Возможно, категории «трудников» в обители не было, поскольку ведомость называет только «монахов и бельцов».

Интересно проследить социальное происхождение насельников обители. Данные ведомости 1854 года позволяют утверждать, что 18% – выходцы из духовного звания. При выборе жизненного пути эти люди продолжили дело, которое «получили» по наследству. Этот факт доказывает сохранение в Российской империи сословного строя и традиционного общества. Однако в середине XIX века в России начинаются процессы социального движения, развивается социальная мобильность. Значительная часть насельников монастыря – люди, происходящие из других сословий, а не из духовенства. К ним относятся выходцы из дворянства (4%), из третьего сословия (крестьяне, мещане, купцы – 72%). В ведомости указаны три категории насельников, происходивших из крестьян: крестьяне, вольноотпущенники и однодворцы. Можно предположить, что крестьянское происхождение указывает на социальное положение родителей монашествующих. А вот категории вольноотпущенников и однодворцев касаются самих насельников обители.

Вольноотпущенниками в российской действительности середины XIX века называли владельческих крестьян, получивших волю по отпускной грамоте, заключенной с бывшим владельцем. Волю можно было получить всем селом или индивидуально. Если частновладельческий крестьянин становился вольноотпущенником индивидуально, то его могли отпустить без земли. Возможно, после получения свободы, такой человек приходил в монастырь, где становился монахом или послушником [3].

В документе о пострижении в монашество мужа Осипова и жены Алексеевых, относящемся к 1855 году, описывается процесс «превращения» владельческого крестьянина в вольноотпущенника.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. Вольноотпущенный от Г. Глебова Стрешнева, крестьянин Петр Осипов просил, об определении его, с Вашего согласия, в число братства вверенной Вам пустыни, по взаимному согласию с женою его Анною Алексеевою, которая изъявила желание проживать в числе сестёр Одигитриевского общежития. В отпускной, данной отставным полковником Феодором Перовым Глебовым Стрешневым 13 января 1851 года значится, что он Г. Глебов Стрешнев отпустил на волю крепостного своего крестьянина Петра Осипова с женой его Анной Алексеевою, писанным по 9 ревизии Московской губернии Клинского града, при деревне …, от роду же они имеют лет – Осипов 23 и Алексеева 20, – каковая отпускная явлено 23 января 1851 года во 2 доп Московской палаты гражданского суда. Настоятельница Одигитриевской пустыни в донесении своем объяснила, что жена вольноотпущенного Петра Осипова Анна Алексеева проживает в вверенной ей обители и изъявила свое согласие, при ней настоятельнице и духовном своем отце, что она Алексеева согласна на пострижение своего мужа и сама навсегда желает оставаться в оной пустыни в числе сестёр. Московское губернское правление отношением своим, от 5 июля сего года за №17.999, уведомило, что к поступлению в монастырь вольноотпущенному Петру Осипову и жене его Анне Алексеевой, как со стороны гражданских и земских полиций Московской губернии, так равно и по правлению препятствий не оказалось. По сему Московская Духовная Консистория определила и Его высокопреосвященство 28 октября сего года №1431 утвердил: как и вольноотпущенные от Г. Глебова Стрешнева, Петр Осипов и жена его Анна Алексеева, оставляя по взаимному согласию супружескую жизнь, желают, – первый поступить в число братства Давидовой пустыни, а вторая остаться навсегда в числе сестёр Одигитриевского общежития, от рода они ныне имеют Осипов 27 и Алексеева 24 года, детей же не имеют, и препятствий, к пострижению их в пустыни ни со стороны означенных пустыней, ни со стороны гражданского начальства не усматривается: то их Петра Осипова и Анну Алексееву, на основании указа Святейшего Синода, от 20 июня … к пострижению в монашество, они были представлены, по достижении ими узаконенных лет, в монастырское штатное число, в одно время по взаимному сношению настоятеля и настоятельницы, о сем послать Давидовой пустыни настоятелю и Одигитриевской настоятельнице указы, с тем, чтобы первый взыскал с Осипова за употребленную по сему делу 12 листов не гербовой бумаги по 30 коп. и прошение, написанное на простой бумаге, 60 коп. всего 4 рубля 20 копеек серебром и представил оным в Консисторию для отсылки в казну. 7 ноября 1855 года».

Крестьянин Петр Осипов принадлежал полковнику Федору Петровичу Глебову – Стрешневу и проживал в Клинском уезде Московской губернии. 13 января 1851 года владелец крепостных подписал грамоту о предоставлении семье свободы – «отпустил на волю крепостного своего крестьянина Петра Осипова с женой его Анной Алексеевою». Решение, принятое владельцем крепостных, было утверждено Московской Палатой гражданского суда в течение 10 дней.

Еще один слой крестьянства – однодворцы. Это социальный слой, возникший при расширении Московского государства на юг и состоявший из военизированных земледельцев, живших на окраинах Московского государства. В первой четверти XVIII века, когда после реформ Петра отпала необходимость содержать военно-земледельческий слой в Центральной России,   часть однодворцев вошла в состав дворянства. Но большее их число, не имеющее в достаточном количестве земли, не желающее нести службу, оказалось в составе податного сословия и, сохранив звание «однодворцев»,  вошло в состав государственных крестьян [4].

Значительное количество монашествующих происходило из мещан – 28%. Мещане – жители городов и посадов, мелкие ремесленники, домовладельцы и торговцы. Мещане были основными плательщиками налогов и податей в городе (платили подушную подать, внутренние городские сборы, отбывали рекрутскую повинность). Звание мещанина передавалось по наследству [5].

Таким образом, большая часть насельников Вознесенской Давидовой пустыни, проживавших здесь в 1854 году, происходила из низших слоев общества.

Документ свидетельствует, что 76% лиц, проживающих в обители, в возрасте от 21 до 60 лет. Это самый трудоспособный возраст, когда человек может нести разные послушания, как физические, так и духовные.

Интерес представляют данные, касающиеся времени вступления в монашество. О значительной части насельников обители по этому показателю сказать ничего нельзя. Но данные о 38% позволяют утверждать, что большинство выбрало монашеское служение в зрелом возрасте, от 31 до 40 лет. Учитывая этот показатель, понятно, почему монашеский «стаж» у насельников обители небольшой: у 20% он составляет до 20 лет. А тех, кто находился в монашестве от 21 до 40 лет всего 1%.

В 36% случаев указано, где насельники обители приняли монашество. Всегда постриг совершался в монастырях (Николо-Угрешский, Спасо-Яковлевский Дмитровский, Берлюковская пустынь, Троице-Сергиева Лавра, Николо-Перервенский). Для нас важно, что из 18 монахов 11 приняли ангельский образ в Давидовой пустыни.

Подавляющее большинство монашествующих имеют образование, только 1 человек упоминается в документе как необученный грамоте. Православное богослужение – это культура слова, поэтому выбирая данное служение необходимо было обладать умением читать и писать. 66% лиц, проживающих в обители, изучали азы грамотности дома. О получении крестьянскими детьми основ грамотности свидетельствуют мемуары А.Т. Болотова, охватывающие период с 1730 года по 1811 год.  В 1776 году Болотов возвращается в своё поместье и начинает заниматься обучением крестьянских детей. Задача автора мемуаров заключалась в том, чтобы подготовить грамотных секретарей. Выбор пал на «конюховых детей». Болотов отмечает, что он выбрал детей «умеющих грамоте», чтобы они «приходили писать всякую всячину». В другом месте мемуаров Болотов указывает, что мальчики уже довольно хорошо писали и могли коё-что переписывать, поэтому он старался их обучить «лучшему и правильнейшему писанию, что со временем послужило им обоим в великую пользу [6]». Данный факт подтверждает мысль, что крестьянские дети уже были кем- то научены и чтению, и письму. Но можно предположить, что люди знающие грамоту встречались среди крестьян не очень часто, ведь обучение грамоте стоило денег.

12% насельников монастыря получили образование в приходских и уездных училищах. Они не содержались на казенный счет, а должны были поддерживаться прихожанами (в казенных деревнях) или владельцами помещичьих имений. Большого труда стоило завести подобное образовательное учреждение, обеспечить явку крестьянских детей. Многие родители не видели необходимости в получении образования. Смоленский помещик Макалинский вспоминал: «По выходе в отставку, я распорядился устроить сельскую школу, так чтобы каждую зиму обучать грамоте всех дворовых и крестьянских мальчиков, но когда отдан был приказ, то все крестьяне, отцы семейств, пришли просить меня не делать этого, потому что оно им не нужно». Эту же мысль высказывает в своих воспоминаниях смоленский дворянин, декабрист И.Д.Якушкин [7].

Четыре человека получили высшее образование (Санкт- Петербургский земледельческий институт, Московская коммерческая академия). Двое из них закончили Славяно-греко-латинскую академию. С 1814 года это учебное заведение было переименовано в Московскую Духовную академию и переведено в Троице- Сергиеву Лавру [8]. Учитывая, что возраст диаконов, о которых идет речь 61 и 69 лет, понятно, что они завершили обучение еще в СГЛА.

Таков социальный портрет  монашествующего  в Вознесенской Давидовой пустыни лица по ведомости 1854 года.

В фонде есть и другой документ – список лиц, проживающих в обители в  1855 году.

  1. Послушник Никифор Владимиров
  2. Монах Агапит
  3. Послушник Андрей Подгорский
  4. Монах Вонифатий
  5. Послушник Петр Гаврилович Уханов
  6. Послушник Гвинейский
  7. Пономарь храма сел. Починки Тимофей Гумилевский
  8. Иеромонахи Варфоломей, Игнатий, иеродиакон Венедикт и монах Пимен
  9. Иеромонах Мисаил
  10. Мещанин Виктор Зоров
  11. Послушник Алексей Барышников
  12. Священник г. Можайска Иван Воскресенский
  13. Послушник Михаил Монагоровский
  14. Мещанин Владимир Барсуков
  15. Послушник Иван Ключаров
  16. Иеромонах Парфений
  17. Послушник Алексей Закатов
  18. Крестьянин Кондратий Гаврилов
  19. Послушник Иван Дорожинский
  20. Послушник Иван Крылов
  21. Крестьянин Петр Осипов
  22. Послушник Парфений Арчеков

Данный документ был составлен историком – архивистом, который работал с фондом №1447 «Вознесенская Давидова пустынь».  В документе не указано,  какому периоду года он относится. В нём лишь перечисляются насельники обители в 1855 году.

Однако анализ других документов, относящихся к 1855 году,  позволяет сделать вывод, что список был составлен в конце февраля – начале марта 1855 года. В списке упоминается послушник Никифор Владимиров, который скончался в феврале 1855 года.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Вознесенской Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. Вследствие Вашего донесения о смерти в вверенной Вам пустыни послушника Никифора Владимирова, Консистория сим предписывает Вам донести, осталось ли после него Владимирова какое-либо имущество, и если осталось, то куда оное употреблено. Март 8 дня 1855 года».

Уже 8 марта 1855 года Духовная консистория направляет в обитель требование правильно распорядиться имуществом умершего насельника обители. На основании сопоставления данных можно утверждать, что список отражает реальное положение дел с братией обители на начало марта 1855 года.

Сравнение двух документов позволяет сделать интересные выводы:

  • количество насельников обители сократилось за год на 50% (с 50 человек в 1854 году, до 25 – в 1855 году);
  • постоянно проживали на территории Вознесенской Давидовой пустыни 10 человек (из них два иеромонаха – Варфоломей и Игнатий, один иеродиакон Венедикт, один монах – Агапит, шесть послушников – Владимиров Никифор, Уханов Петр, Зоров Виктор, Ключарев Иван, Арчеков Парфений, Осипов Петр).

Таким образом, состав насельников обители изменился на 80%. Возникает закономерный вопрос – по какой причине изменяется количество людей в обители? Все привлекаемые документы дают ответ на поставленный вопрос.

Важнейшей причиной является сознательный выбор монашеского служения лицами, занимающими другое социальное положение. Желание начать монастырское послушание выражали представители разных слоев общества. В документах целой группе документов рассматривается  вопрос о вступлении в монастырь дворянина Андрея Подгорского, почетного гражданина Петра Уханова, государственного крестьянина Кондратия Гаврилова, канцелярского служащего Михаила Моногоровского, мещанина Виктора Зорова, мещанина Владимира Барсукова.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. Консистория сим предписывает Вам представить в оную свидетельство о безбрачии, просящего об определении в число братства вверенной Вам пустыни, не служащего дворянина Андрея Подгорского, подписанное отцом его духовным и двумя посторонними лицами, с засвидетельствованием подписи рук их чиновником полиции и приложением печати. 16 марта 1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Вознесенской Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. Вследствие Вашего донесения, от 14 сего мая №23, в моем объяснении, что при нем представляете показания об определении в числе братства вверенной Вам пустыни не служащего дворянина Андрея Подгорского о том, что он … показания при сем донесении не оказалось, Консистория сим дает Вам представить оное за подписью отца его духовного и двух посторонних лиц, и за свидетельствованием подписи рук их чиновником полиции и приложением печати. 19 мая 1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. Консистория сим предписывает Вам представить в оную свидетельство о безбрачии, просящего об определении в число братства вверенной Вам пустыни, личного почетного гражданина Петра Гавриловича Уханова, подписанное отцом его духовным и двумя посторонними лицами, с засвидетельствованием подписи рук их чиновником полиции и приложением печати. 17 марта 1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. Консистория, возвращая при сем свидетельство о безбрачии просящего об определении в число братства вверенной Вам пустыни личного почетного гражданина Петра Гаврилова Уханова, предписывает Вам представить оное с засвидетельствованием подписи рук означенных в оном лиц, чиновником полиции и приложением печати. 15 июля  1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. Вследствие прошения личного почетного гражданина Петра Гавриловича Уханова, об определении его, с Вашего согласия, в число братства вверенной Вам пустыни, Консистория сим предписывает Вам отобрать у него сведения: сколько ему от рода лет и оное прислать в Консисторию при донесении, с засвидетельствованною копиею его аттестата, если оный находится при нем. 24 августа 1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной консистории, Вознесенской Давидовой пустыни настоятелю иеромонаху Варлааму. Личный почетный гражданин Петр Гаврилов Уханов просил, об определении его, с Вашего согласия, в число братства, вверенной вам пустыни. В копии с указа Правительствующего Сената Московскому Губернскому правлению, от 14 ноября 1850 года №8939, значится, что он Уханов, происходит из купеческих детей; по окончании курса в Московской практической коммерческой академии, 8 августа 1845 года удостоен советом оной права на получение звания личного почетного гражданина и Правительствующим Сенатом в оное звание возведен. Московское Губернское правление отношением своим от 5 июля сего года за №18003 уведомило, что к поступлению в монастырь … гражданину Петру Гаврилову Уханову …, как со стороны градских и земских полиций, так ровно и по правлению препятствий не оказалось. Посему Московская Духовная Консистория определила и Его высокопреосвященство сего 7 октября за №1296 утвердил: как к определению в число послушников Давидовой пустыни личного почетного гражданина Петра Гаврилова Уханова ни со стороны Московского Епархиального начальства, препятствий не усматривается, то его Уханова, на основании указа Святейшего Синода, от 20 июня 1832 года и 241 стат. IX том. свид. зак. /изд. 1842 г./ в число послушников Давидовой пустыни определить с тем, чтобы он, по силе указа Святейшего Синода, от 30 июля 1841 года, был поручен ближайшему надзору опытного и благонадежного старца из монашествующих, а сему старцу поставить в обязанность, не только иметь надзор за порученным ему послушником, но в свободное время от послушаний, поучать его в Законе Божием, изъяснять ему важность монашеских обетов, и вообще руководствовать его к монастырской жизни и советом и примером, потом послать Давидовой пустыни настоятелю указ, с тем, чтобы он, за употребленную в Консистории по сему делу 12 листов не гербовой бумаги, по 30 коп., и прошение, написанное на таковой же бумаге, 60 коп. серебром, взыскав с него Уханова, представил оным деньги в Консисторию, при донесении, для отсылки в Казну. 12 октября 1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Вознесенской Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. Консистория сим предписывает Вам представить в оную свидетельство о безбрачии, просящего об определении в число послушников вверенной Вам пустыни, Крестьянина Государственных Имуществ Кондратия Гаврилова, подписанное отцом его духовным и двумя посторонними лицами, с засвидетельствованием подписи рук их чиновником полиции и приложением печати. 2 сентября 1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Вознесенской Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. Консистория сим предписывает Вам представить свидетельство о безбрачии, просящего об определении в число братства вверенной Вам пустыни, канцелярского служителя Михаила Моногоровского, подписанное отцом его духовным и двумя посторонними лицами, с засвидетельствованием подписи рук их чиновником полиции и приложением печати. 13 июля 1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. Вследствие донесения Вашего, с приношением свидетельства, данного и подписанного священно и … служителями Тульской Епархии, города Крапивны Михаило-Архангельской Церкви и двумя посторонними лицами, с засвидетельствованием подписи рук их и приложением печати Крапивенского городнического правления, о том, что просящего об определении в число братства вверенной Вам пустыни канцелярский служитель Михаил Моногоровский по духовным ведомостям означенной церкви с 1838-го по 1840 годы …, Консистория сим предписывает Вам представить томовое свидетельство о безбрачии его Моногоровского и со времени выхода его Малоярославецкого монастыря т е с 11 августа 1853 года по настоящее время. 28 ноября 1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Настоятелю Вознесенской Давидовой пустыни иеромонаху Варлааму. В следствие донесения вашего от 11 сего июня №32, приносим в представление свидетельство о смерти … Московского мещанина Виктора Зорова, просящего об определении в число братства вверенной Вам пустыни. Консистория сим предписывает Вам представление свидетельства еще о том, что он, Зоров, после вдовства в брак не вступал, каковы свидетельства должны быть подписано отцом его духовным и двумя посторонними лицами, и засвидетельствованием подписи рук их чиновником. … с приложением печати 17 июня 1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Вознесенской Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. Тульский мещанин Виктор Тихонов Зоров просил об определении его; с вашего согласия, в число братства, вверенной вам пустыни. В свидетельстве, выданном ему, Зорову, из Тульской градской думы 1 сентября 1853 года №1823, значится, что по … ревизий уме показано 74 года, вдов, и что для поступления в какой-либо монастырь Тульским Мещанским обществом уволен. Тульское казенная палата (отношением от 4-го минувшего июня за №6941) уведомила что определению тульского мещанина Зорова в число братства Давидовой пустыни со стороны оной палаты и начальника губернии препятствий не имеется. … определено и Его высокопреосвященством сего 14 августа №1061 утверждено: как определению в число послушников Давидовой пустыни тульского мещанина Виктора Тихонова Зорова, ни со стороны Епархиального, ни со стороны гражданского начальства, препятствий не усматривается, то 1., его Зорова, на основании указа Святейшего Синода от 20 июня 1832 года №241 стат., IX том св. зак. /изд. 1842 г./ в число послушников Давидовой пустыни, определить с тем, чтобы он по силе указа Святейшего Синода, от 30 Июля 1841 года, был поручен ближайшему опытного и благонадежного старца из монашествующих, а сему старцу поставить обязанность не только иметь надзор за порученным ему послушником, но в свободное время от богослужения и монастырских послушаний, поучать его … важность монашеских обетов и вообще руководствовать его монастырской жизни и советом и примером, потом послать Давидовой пустыни настоятелю указ, с тем, чтобы он за употребление Консистории, чтобы он по сему делу, 10 листов не гербовой бумаги по 30 коп. и прошение написанное на таковой же бумаге 60 коп., всего 3 рубля  60 коп. серебром взыскать с него Зорова, представил оные деньги в Консисторию для отсылки в казну. 18 августа 1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Давидовой пустыни настоятелю иеромонаху Варлааму. По делу, начатому вследствие прошения Рязанского мещанина Владимира Барсукова, об определении его, с Вашего согласия, в число братства, вверенной Вам пустыни, Московскою Духовною Консисториею заключено и Его высокопреосвященством 15 сего июля №905 утверждено: хотя а., Рязанский мещанин Владимир Барсуков и просит Московское Епархиальное начальство, об определении его в число братства Давидовой пустыни б., настоятель на принятие его в оную изъявил согласие, но … 1., по 241 статье … /изд. 1842 г./ люди податного состояния, желающие постричься в монашество, должны, предъявлять увольнение от общества и согласие на то казенной палаты и начальника губернии. 2., Рязанская казенная … а., от 23 декабря 1854 года №45,558, что оная к увольнению Барсукова, … по 9 ревизии лет, для поступления в монашество в число братства Давидовой пустыни, за силою 240 стат. IX т. св. зак; как не имеющего определенного сею статьею для поступления в монашество, 30 летнего возраста, согласия своего изъявить не может; б., от 3 июня сего года №1698., что так как, по … 241 ст. IX. т. св. зак., от казенной палаты и начальника губернии представлено испрашивать согласие на увольнение из градских обществ, таких только лиц, кои желают постричься в монашество, когда они имеют установленные для сего лета, при определении же в монастырские послушники законами не поставлено в обязанность казенным палатам давать свое согласие, то по сему палата находит себя не в праве уволить Барсукова в сию должность, в которую он, как объяснил в высочайше утвержденных в 29 день мая 1832 года правилах, может … с разрешения Епархиального архиерея с ним лица …, то учинить следующее: 1., Рязанского мещанина Владимира Барсукова, не определяя ныне окончательно в число братства Давидовой пустыни, за не увольнением его Рязанскою казенною палатою, дозволить ему проживать в оной, если пожелает, по плакатному паспорту, с тем, что время такового требования духовным начальством будет принято во внимание и сочтено, как время иску, при представлении его, по определении в монашество. 2., с прописанием сего, для сведения и объявления Барсукову, с приложением свидетельства для выдачи, и послать Давидовой пустыни настоятелю указ, с тем, чтобы он взыскал с Барсукова, за … в Консисторию по сему делу вместо гербовой простую бумагу 10 листов по 30 коп. и прошение, написанное на простой же бумаге, 60 коп. и того 3 руб. 60 коп. серебром и в Рязанской казенной палате два листа по 30 коп. 60 коп., всего 4 руб. 20 коп. серебром и прислал в Консисторию для отправки в Казну. 21 июля 1855 года».

Каждый из названных гражданских лиц подавал прошение о зачислении в братию Вознесенской Давидовой пустыни. Духовное начальство определяло в Указах общие требования ко всем соискателям:

  • предоставить свидетельство о безбрачии (в отношении Виктора Зорова свидетельство должно было подтверждать, что он не вступал в повторный брак после смерти жены);
  • свидетельство должно быть подписано духовным отцом просящего и двумя посторонними лицами;
  • подписи должны быть заверены чиновником полиции.

При выполнении данных условий, человек зачислялся в братство обители.

Как уже указывалось, возраст зачисления в братию обители составлял 20-30- лет. Однако в перечне есть документ, в котором идет речь об ученике училища Александре Закатове, который получил разрешение на устройство в обитель в качестве послушника в возрасте 12 лет.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, настоятелю Вознесенской Давидовой пустыни, иеромонаху Варлааму. На донесении Вашем, коим Вы просили об определения в вверенной Вам пустыни ученика … училища Александра Закатова, согласно его желанию поступить в оную, в число послушников, при коем приложено свидетельство, выданное ему Закатову от начальства Донского уездного училища 8 августа 1853 года №58, в котором показано ему от роду 12 лет, резолюциею Его высокопреосвященства, от 15 сего августа №2840 предписано: «Молод. По сему Московская Духовная Консистория приказали: с прописанием резолюции Его высокопреосвященства и возвращением свидетельства послать настоятелю Давидовой пустыни …. 19 августа 1855 года».

Каждый вновь зачисленный в штат обители послушник получал духовное окормление со стороны опытных монахов. В уже процитированном документе, посвященном Павлу Уханову от 12 октября 1855 года,  сказано, что послушник должен быть «поручен ближайшему опытному и благонадежному старцу из монашествующих, а сей старец … [обязан]  не только иметь надзор за порученным ему послушником, но в свободное время от богослужения и монастырских послушаний, [учить] его … монашеским обетам и вообще руководствовать его в монастырской жизни и советом, и примером».

Несколько документов определяют юридические особенности процедуры пострижения в монашество. Для получения разрешения на пострижение человек должен был подать прошение на простой бумаге (ценою в 60 копеек). А дальше вопросы решались в Московской Духовной Конститории. Все пять документов посвящены проблеме получения разрешения на пострижение.

Вернемся к документу о получении разрешения на монашеский подвиг Петра Осипова и его жены Анны Алексеевой. В 1851 году семья стала вольной и по взаимному согласию супруги выбрали путь монашеского служения. Петр Осипов стал насельником Вознесенской Давидовой пустыни, а его жена Анна несла послушание в Одигитриевой пустыни. На принятие решения о пострижении у супругов ушло 4 года. В 1855 году они подают прошение об оставлении по взаимному согласию супружеской жизни и вступлении в монашество, причем желание бывшей супруги было удостоверено настоятельницей и духовным отцом обители, где она проживала. Поскольку никаких препятствий для пострижения не было (у супругов не было детей, гражданское начальство не имело к ним претензий), то два новопостриженных инока получили места в выбранных ими обителях. Вся процедура обошлась Петру Алексееву в 4 рубля 20 копеек, которые были потрачены на приобретение негербовой и простой бумаги для написания прошения.

Положительная резолюция была наложена в Московской Духовной Консистории на прошение послушника – Ивана Крылова.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Вознесенской Давидовой пустыни. настоятелю иеромонаху Варлааму. Указом Святейшего Синода от 15 сего сентября №9210, вследствие представления Его высокопреосвященства, разрешено между прочими постричь в монашество, находящегося в числе братства Давидовой пустыни послушника Ивана Крылова. Посему Московская Духовная Консистория приказали: о дозволении постричь в монашество находящегося в числе братства Давидовой пустыни, послушника Ивана Крылова, послать настоятелю оной указ с тем, чтобы о времени, когда будет пострижен и имени, какое при сем дано будет, донесено было Консистории. Декабрь 30 дня 1855 года».

Настоятель обители должен был решить важнейшие вопросы о времени пострижения, о монашеском имени нового инока самостоятельно и лишь сообщить о реализованных решениях в Консисторию.

В двух случаях в прошении было отказано. В августе 1855 года послушник Иван Ключарев получил отказ, поскольку был (в ином монастыре – название прочитать не удалось) «под судом за пьянство и своеволие».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, настоятелю Вознесенской Давидовой Пустыни иеромонаху Варлааму. Вследствие Вашего донесения, коим Вы просили о пострижении в монашество находящегося между прочими в числе послушников вверенной Вам пустыни, как достойного, Ивана Ключарева, на представленной о нем справке, резолюциею Его высокопреосвященства от 11 сего августа №2823 между прочим предписано: 1., послушнику Ключареву в пострижении отказать до дальнейшего усмотрения. 2., Настоятелю заметить неверность показания, что он не был … судом, тогда как он в … монастыре был под судом за пьянство и своеволие и наказан исключением из монастыря посему Московская Духовная Консистория приказали: с прописанием резолюции Его высокопреосвященства послать настоятелю Давидовой пустыни указ. 16 августа 1855 года».

За данное преступление он был исключен из монастыря и переведен в Вознесенскую Давидову пустынь. Несмотря на то, что прошение Ивана Ключарева было поддержано настоятелем обители игуменом Варлаамом, вышестоящие органы не усмотрели «достоинства» (так сказано в документе) послушника. Возможно, для «перевоспитания» просто не хватило времени.

Второй отказ был отправлен в адрес послушника Парфения Арчекова. В очередной раз игумен Варлаам поддерживает прошение насельника обители. Но в ходе бюрократического расследования выясняется, что он был родом из Калужской губернии.  Для несения послушания Парфений Арчеков был направлен во Введенскую пустынь Тульской епархии.  Разрешение на несение послушания не сопровождалось согласием на монашеский постриг. При этом Калужская губерния потеряла в лице Парфения Арчекова потенциального рекрута (в документе указывается возраст, годный для несения службы- 28, 5 лет).

Решение, принятое в отношении послушника, оказалось следующим:

  • он должен покинуть Вознесенскую Давидову пустынь,
  • собрать документы, подтверждающие разрешение проблем (увольнение из мещанского общества Калужской губернии, или предоставление законного паспорта).

Только после прохождения этих бюрократических процедур, Парфений Арчеков мог вернуться в братию Вознесенской Давидовой пустыни и вновь подавать прошение о принятии монашества.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Вознесенской Давидовой пустыни настоятелю иеромонаху Варлааму. В январе месяце сего года Вы просили о представлении к пострижению в монашество вверенной Вам пустыни послушника Парфения Арчекова. По справке же в Консистории оказалось, что он Арчеков из мещан Калужской губернии города … и по увольнении от общества первоначально был определен в число послушников Тульской Епархии, … Введенской пустыни, и Тульская Духовная Консистория, на отношение таковой же Московской, уведомила, что при определении Арчекова в Введенскую пустынь сношения с Калужскою казенною палатою и начальником губернии, об увольнении его в монашество, не было. Вследствие сношения о сем с Калужскою казенною палатою, Московская Духовная Консистория определением своим заключила: хотя Вознесенской Давидовой пустыни настоятель иеромонах Варлаам просит о пострижении вверенной ему пустыни послушника Парфения Арчекова, согласно его желанию, в монашество; … по 241 стат. … податного состояния, желающие постричь в монашество должны представлять … и свидетельство … казенная палата, на отношение Консистории 5 минувшего октября №7185, уведомил, что Серпейский мещанин Павел /… Парфений/ Герасимов Арчеков, как не поступивший в монашество и даже совершенно еще не уволенный в оное, а … годный в рекруты /ему в настоящее время 28,5 лет 1. может … отправлению рекрутской повинности, а потому оная палата и не может изъять своего согласия на определение Арчекова в монашество, то 1., Давидовой пустыни Парфению Арчекову, в представлении к пострижению в монашество, за не изъявлением на сие согласие Калужскою казенною палатою, отказать. 2. О сем для сведения и объявления послушнику Арчекову, послать настоятелю указ. На сем заключении мнением Преосвященнейшего Викария положено и Его высокопреосвященством 15 сего ноября утверждено: «Соглашаясь с определением Консистории, – предписать Давидовскому строителю чтобы значащегося в сем деле мещанина Арчекова в монастыре не держал иначе, как есть ли получим надлежащее увольнение из мещанского общества, или представить законный паспорт …. По сему Московская Духовная Консистория с прописанием определения … и мнение Преосвященнейшаго Викария утвержденного Его высокопреосвященством, послать настоятелю Давидовой пустыни указ. 29 ноября 1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Вознесенской Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. Консистория сим дает Вам знать, что уволенному из вверенной Вам пустыни послушнику Парфению Арчекову … его прошения … свидетельство, данное ему … из … Городовой Ратуши, с учиненного на нем 30 сего декабря надписью в том, что, если он желает остаться в сей пустыни, то представил бы им надлежащее увольнение из мещанского общества, с согласия на оное местной казенной палаты и начальника губернии, или … в оной пустыни. 30 декабря 1855 года».

Послушник Парфений Арчеков нарушил существующий порядок получения разрешения на жительство в монастыре. В следующем документе описана история, показывающая,  как можно было добиться поставленной цели, не нарушая юридических условий.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Давидовой пустыни настоятелю иеромонаху Варлааму. Свято- Троицкой Сергиевой Лавры учрежденный собор отношением своим от 7 сего Июня №543 уведомил, что вследствие прошения, поданного Его высокопреосвященству, присланного к Сергиевой Лавре Махрищского монастыря иеромонахом Мисаилом о перемещении его в братство Вознесенской Давидовой пустыни, сей собор представлял Его высокопреосвященству докладных, что если дозволено … уволить иеромонаха Мисаила из братства Махрищского монастыря; то на его со стороны собора и настоятеля оной обители препятствий не имеется, на сем доклады … 26 последовала резолюция: «Уволить» при сем препроводил и послужилый о Мисаиле список, в котором значится, что он из Купеческих детей Тульской Губернии города Ефремова, в мир назывался Григорий Карабинов 37 лет, получив из Ефремовской Градской … о своем, купеческим обществом, навсегда в монастырь увольнения свидетельство, подал в собор прошение … и по сношении собора с Тульскою Казенною Палатою, уведомившего оный, что со стороны … и начальника Губернии препятствий на сие увольнение в монашество никаких нет, принять 23 февраля 1846 года в число послушников Лавры для жительства в скитах; пострижен в монашество 17 декабря 1849 года; в июле месяце 1850 года перешел в братство Махрищского монастыря и того же года августа 6 дня рукоположен в иеродиакона; 25 февраля 1852 года в иеромонахи; 7 августа 1853 года определено казначеем Махрищского монастыря; днесь оно … его поведение в соборе не имелось; посему Московская Духовная Консистория приказали: как резолюциею Его высокопреосвященства иеромонах Мисаил для перемещения в Давидову пустынь из Махрищского монастыря уволен; об определении его в Давидову пустынь, с … послать настоятелю оной указ с … чтобы донес, когда он,  Мисаил,  явится в пустынь. 16 июня 1855 года».

Григорий Карабинов, происходивший из «купеческих детей» г. Ефремова Тульской губернии, выбрав путь духовного служения, сразу был «уволен»  купеческим сообществом для  проживания в монастыре, получил все необходимые от властей разрешения и был принят в число послушников Киево-Печерской Лавры. Дальнейший путь привел иеромонаха Мисаила из Троице-Сергиевой Лавры в Махрищский монастырь Владимирской губернии. Духовная карьера иеромонаха сложилась очень успешно:

  • 1846- послушник;
  • 1849 – пострижен в монахи;
  • 1850- рукоположен в иеродиаконы;
  • 1852- рукоположен в иеромонахи.

Еще одна причина изменения числа братии обители  – переводы насельников из одной обители в другую по их желанию.  В документе, который цитировался выше,  упоминался иеромонах Мисаил, который в 1855 году был переведен из Махрищского монастыря в Вознесенскую Давидову пустынь по собственному желанию,  а впоследствии был назначен казначеем обители.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, настоятелю Давидовой пустыни, иеромонаху Варлааму. Вследствие Вашего донесения, коим Вы представили к утверждению ведомость казначея вверенной Вам пустыни, иеромонаха Мисаила, на представленной справке, резолюциею Его высокопреосвященства, от 25 сего июля №2.546 предписано: «иеромонаху Мисаилу быть казначеем. Посему Московская Духовная Консистория приказали: о бытии иеромонаху Мисаилу казначеем Давидовой пустыни послать настоятелю оной указ. Июля 28 дня 1855 года».

В 1855 году три человека (послушник Иван Дорожинский, послушник Алексей Барышников, иеромонах Парфений)  были переведены из Вознесенской Давидовой пустыни в другие монастыри (соответственно – Киево-Печерская Лавра, Николо Угрешский, Можайский Лужецкий) по собственному прошению. Настоятель обители не препятствовал высказанному  желанию, начальство в выбранных обителях также было на стороне просителей. И перевод был осуществлен.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Вознесенской Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. Консистория сим дает Вам знать, что послушник Иван Дорожинский о беспрепятственности к увольнению которых из Давидовой пустыни для определения в Киево-Печерскую Лавру, донес 28 декабря 1853 г бывший настоятель оный игумен Паисий, ныне, как уведомил Киево-Печерския Лавры духовный собор от 13 сентября сего за №2031 в число послушников оной Лавры принят сентября 22 дня 1855 года2.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Вознесенской Давидовой пустыни настоятелю иеромонаху Варлааму. Консистория сим дает Вам знать, что вверенной Вам пустыни послушник Алексей Барышников, вследствие его прошения и по резолюции Его высокопреосвященства переведен в число братства Угрешского монастыря. 7 июля 1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Давидовой пустыни настоятелю иеромонаху Варлааму. На прошение вверенной Вам пустыни послушника Алексея Барышникова о перемещении его в Угрешский монастырь, Настоятель которого принять его согласен, резолюциею Его высокопреосвященства, от 3 сего июля №1950 между прочим предписано: представить мнение Давидовского Настоятеля по сему Московская Духовная Консистория приказали: о представлении требуемого резолюциею Его высокопреосвященства мнение предписать Давидовскому настоятелю. 9 июля 1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Давидовой пустыни настоятелю иеромонаху Варлааму. Консистория сим дает Вам знать, что вверенной вам пустыни иеромонах Парфений, вследствие его прошения, перемещен в Можайский Лужецкий монастырь, по резолюции Его высокопреосвященства от 5 сего Августа №2744. 16 августа 1855 года».

Монастыри,  в том числе Вознесенская Давидова пустынь,  являлись местом исправления лиц духовного звания. За нарушение установленного порядка они перемещались из одной обители в другую, или помещались в обители, если речь шла о белом священстве. Систематически настоятель обители должен был сообщать о поведении лиц, помещенных для исправления. За содержание «арестантов» обитель получала дополнительное денежное содержание.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Вознесенской Давидовой пустыни Строителю Иеромонаху Варлааму. Консистория предписывает Вам, Строителю Варлааму, в непродолжительном времени представить в оную ведомость о содержащихся в прошедшем 1854 году в вверенной Вам пустыни арестантах, с точным показанием числа выжитых ими в пустыни дней, и с объяснением, желает ли пустынь за прокормление тех арестантов получить деньги. 30 декабря 1855 года».

В документах описан  перевод, связанный с недостойным поведением монаха Агапита (в документе не объясняется причина).

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Вознесенской Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. На донесении Вашем, с представлением сведений, по содержанию прошения вверенной Вам пустыни монаха Агапита;  … Его высокопреосвященства, от 11 сего марта №992 предписано: монаха Агапита перевести в Белопесоцкий монастырь, … употребить его в … послушании и труды под особым надзором настоятеля за поведением, и в случае неисправности донести. Посему Московская Духовная Консистория приказали: о переведении монаха Агапита в Белопесоцкий монастырь, с прописанием резолюции Его высокопреосвященства, для надлежащего исполнения, послать сего же числа настоятелю указ, и дать знать настоятелю Давидовой пустыни, с тем, чтобы представить не возвращенное им прошение монаха Агапита в Консисторию. Марта 10 дня 1855 года».

Для исправления монах Агапит был направлен из Давидовой пустыни в Белопесоцкий монастырь для несения послушания под особым надзором. В случае нарушения строго режима контроля, настоятель Белопесоцкого монастыря должен был сообщить об этом вышестоящему начальству. Документ дает возможность предположить, что монах Агапит направил прошение в Вознесенскую Давидову пустынь (о возвращении в обитель), но это прошение не было удовлетворено. Хотя «наказанный» монах продолжал числиться в братии Вознесенской Давидовой пустыни.

Пономарь с. Починки Тимофей Моисеевич Гумилевский получил наказание за неправильное ведение исповедной ведомости, а также клевету на священника Ивана Дубровского. Исполнявший обязанности дьякона в своем храме, Гумилевский обвинил священника в том, что он брал плату с прихожан, которые долго не появлялись на исповеди. Стоимость платы составляла 5 копеек серебром. При проведении следствия Гумилевский дерзил и грубил, менял показания и даже использовал рукоприкладство. За все преступления, Тимофей Гумилевский был отправлен в Давидову пустынь сроком на 6 недель «в черную работу» для верного исправления.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Серпуховского Духовного правления, Вознесенской Давидовой пустыни строителю иеромонаху Варлааму. По делу, начатому по донесению сего Духовного Правления, о неправильном ведении исповедных ведомостях за 1851 год по приходу села Починки Серпуховского уезда, указом из Московской Духовной Консистории от 20 декабря прошлого 1854 года за №7818 между прочим предписано бывать в означенном селе Починках пономаря, ныне находящегося на дьяческом месте в селе Протасово Берейского уезда Тимофея Моисеева Гумилевского, за объясненным в … виновности в  представлении не правильной ведомости, в клевете на священника Иоанна Дубровского, будто бы он брал с каждого из не бывших на исповеди по 5 копеек серебра, в дерзости и грубостях оказанных им перед следователем в отклонении без всякого основания в рукоприкладстве под делом и разноречии в показаниях, послать для научения подчиненности, миролюбию и добросовестности, в Давидову пустынь на 6 недель в черную работу и как будет вести себя во время подчинительства, предписано по окончании срока донести Консистории. В следствие чего означенный Тимофей Гумилевский к вам строителю при сем и препровождается с …, чтобы послужить дьячком Гумилевским под на … срока, донесли прямо от себя Консистории; и по исполнении донести сему Правлению. 23 мая 1855 года.

Священник Иван Герасимович Воскресенский из церкви Иоакима и Анны г. Можайска был уличен в использовании спиртных напитков. В донесении о наказании Воскресенского сказано, что он несколько (пять) раз появлялся на службе в нетрезвом состоянии, а один раз даже пропустил богослужение. За нарушение профессиональных обязанностей священник получил три недели наказания (епитимьи) в Давидовой пустыни.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Давидовой пустыни строителю иеромонаху Варлааму. По делу о нетрезвости священника города Можайска Иоакиманской церкви Ивана Герасимова Воскресенского, на отобранном от него в присутствии Консистории допросе, резолюциею Его высокопреосвященства, 3-го сего июля №862, между прочим предписать: как будто оправдание представляет священник то, что был нетрезвый не более пяти раз и что не было опущений по приходу и один день нетрезвости … ли для священника и неотпущение по приходу уменьшает ли виновность пред Богом и званием, а что … опущений не было по церкви, то неправда. Был один (или более) день не служения. Послать его на три недели в Давидову пустынь под епитимью и для испытания по поведении, и о последующем донести. Почему Консистория приказала с прописанием резолюции Его высокопреосвященства послать настоятелю Давидовой пустыни указ с тем чтобы по  … священником Воскресенским под начального срока донесено было Его высокопреосвященству о чем сей указ их Вам строителю и посылается с уведомлением, что священник Воскресенский о немедленной явке его в пустынь … обязан в Консисторию подписками. 8 июля 1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Давидовой пустыни строителю иеромонаху Варлааму. Консистория согласно указу, от 8 минувшего июля №5694, предписывает вам донести оное исполнил ли 3-х недельную епитимию во вверенной вам пустыни священник города Можайска Иакиманской церкви Иван Герасимов Воскресенский, и если исполнил, то донесено ли Вами о сем Его высокопреосвященству и когда именно. 23 Августа 1855 года».

Более сложная ситуация связана с  монахом Вонифатием.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Вознесенской Давидовой пустыни, иеромонаху Варлааму. На донесение Троицкого Белопесоцкого монастыря строителя иеромонаха Варлаама, … с представлением ведомостей о монашествующих вверенного ему монастыря нетрезвости означенного монастыря монаха Вонифатия резолюцией Его высокопреосвященства 1 января сего 1855 года №6, предписано: Как монах Вонифатий поведения нетрезвого, то снять с него на месяц клобук, камилавку, мантию … и донести, в следствие чего на предписание Консистории строитель Белопесоцкого монастыря иеромонах … от 1 сего марта №24, между прочим донести Его высокопреосвященству, что монах Вонифатий до сего времени не оказывается исправить и что со времени снятия с него монашеской одежды, он не был не одного раза в церкви …. Богослужением от своего сановника … Его высокопреосвященство 11 сего марта №994, предписано: «Монаха Вонифатия, не возвращая ему монашеского одеяния, перевести в Давидову пустынь, где употребить его во низкие послушания и труды чрез два месяца донести исполнено ли исправление». … в Консистории оказалось: а., По ведомости о монашествующих и бельцах Троицкого Белопесоцкого монастыря за 1854 год, монах Вонифатий …: от рода 35 лет, из духовного звания. По исключении из Высокопетровского училища 18 декабря 1840 года поступил в число послушников Троицкой Сергиевой Лавры, 24 февраля 1852 года переведен в сей Белопесоцкий монастырь; обучался Российской грамоте и писать; находился в должности Клиросной; за самовольную четырехдневную отлучку от Лавры и нетрезвую … отправлен был в братство Махрищского монастыря  5 Июля 1851 года; поведения нетрезвого; в поручении послушания быть не может. б., по делу начатому в следствие донесения Белопесоцкого монастыря строителя иеромонаха Максима от 22 минувшего Февраля №… и неблагоустойных посланий оного монастыря иеромонаха Игнатия, монаха Вонифатия и послушника Романа Андреева, резолюциею Его высокопреосвященства 3-го сего марта №863 между прочим предписано: « За нетрезвость и непослушание с монаха Вонифатия снять монашеский образ до усмотрения исправления и употребить его в низкие послушания и труды». К исполнению сего указа послан Белопесоцкому строителю 10 сего марта №1226. Посему Московская Духовная Консистория приказали: О переведении монаха Вонифатия в Давидову пустынь с прописанием резолюции Его высокопреосвященства для надлежащего исполнения, послать настоятелю оной указ. 16 марта 1855 года».

Он также был разоблачен как любитель алкогольных напитков. Настоятель Белопесоцкого монастыря, где он проживал, принял жесткое решение «снять с него на месяц клобук, камилавку, мантию…», иначе говоря, лишить даже внешних признаков монашеского звания. Однако на ослушника это не произвело впечатления. Как сказано далее в документе, «со времени снятия с него монашеской одежды, он не был не одного раза в церкви». И тогда было принято решение о направлении монаха на перевоспитание в Давидову пустынь, употребив его на «низкое послушание и труды».

Третья причина изменения численности братии обители – увольнение монашествующих за штат или смерть насельника обители.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Вознесенской Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. Вследствие донесения Вашего, (коим Вы просите) вверенной Вам пустыни иеромонахов Варфоломея и Игнатия, иеродиакона Венедикта и монаха Пимена за старостью лет и неспособности к монастырским должностям уволить в за штат, Консистория предписывает Вам взять от означенных лиц показания, признают ли они сами себя по старости лет своих, немощными и неспособными к исправлению монастырских должностей и представить оные в Консисторию при донесении. Мая 24 дня 1855 года».

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории, Давидовой пустыни, настоятелю иеромонаху Варлааму. По делу, начатому вследствие донесения Вашего, об увольнении в за штат, вверенной Вам пустыни иеромонахов Варфоломея и Игнатия, иеродиакона Венедикта и монаха Пимена Консисториею определено и Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским и кавалером июня 17 сего года №784 утверждено: как 1., настоятель Давидовой пустыни просит уволить в за штат оной пустыни иеромонахов Варфоломея и Игнатия, иеродиакона Венедикта и монаха Пимена, по старости их лет и неспособности к монастырским должностям и занимаемые ими монашеские вакансии дозволить считать праздными. 2., означенные иеромонахи Варфоломей и Игнатий, иеродиакон Венедикт и монах Пимен …, сами себя признают по старости лет и болезни, неспособными к исправлению монастырских должностей. 3., указом Святейшего Синода, от 16 апреля 1834 года №6993 предписано: монахов, имеющих свыше 60 лет, сами настоятели найдут их и они сами себя признают неспособными к монастырским должностям, по старости, оставлять за штатом на пропитании и в призрении монастыря, в котором служили и коих место в штат определять способных и достойных. 4., по справке оказалось: иеромонах Варфоломей от 4 года имеет 60 лет; исправляет очередное священнослужение и духовник, поведения рекомендован кроткого и очень доброго, Игнатий, 63 лет, исправляет очередное Богослужение, к должностям непослушлив; поведения хорошего; иеродиакон Венедикт 55 лет, по болезни не служит, поведения доброго и кроткого; монах Пимен 76 лет болезненный, поведения доброго, …, Давидовой пустыни, иеромонахов Варфоломея и Игнатия, иеродиакона Венедикта и монаха Пимена на основании указа Святейшего Синода, от 16 апреля 1834 года №6993, по изъявленному ими согласию, от занимаемых ими монашеских вакансий уволить в за штат и оставить на пропитании и в призрении Давидовой пустыни, и вакансии считать праздными. 2., о сем дать знать Давидовой пустыни настоятелю указом. Июня 27 дня 1855 года».

Четыре монаха были уволены за штат в 1855 году. В документах отражена просьба настоятеля перевести монахов «за старостию лет и неспособностию к монастырским должностям» на пенсию, что у священнослужителей и называется «уволить за штат». Места монахов (2 места священника и 1 место дьякона),  получивших право на пенсию, становились после обращения настоятеля вакантными и могли пополняться новыми лицами. Важным условием для получения разрешения был опрос монахов, выводимых за штат: «взять от означенных лиц показания, признают ли они сами себя по старости лет своих, немощными и неспособными к исправлению монастырских должностей». В случае с иеромонахами Варфоломеем, Игнатием, иеродьяконом Венедиктом и монахом Пименом решение было принято. Указанные лица оправлялись за штат, оставаясь  на содержании Давидовой пустыни.

Настоятель монастыря ставит начальство в известность о смерти послушника Никифора Владимирова (см. документ с. 12).

Заключение.

На основании проанализированных документов мы можем сделать вывод о том, каким был состав насельников Вознесенской Давидовой пустыни в 1854-1855 гг.

Количество братии в обители было незначительным. Численность насельников постоянно изменялась. Причинами этого были переводы в другие обители по желанию членов братии, увольнение за штат, смерть монашествующих. Но на вакантные места всегда приходили желающие послужить Богу, готовые ради высокого звания монаха отказаться от радостей мирской жизни. Это были представители разных социальных слоев – от крестьянина до дворянина. Большинство мужчин, выбирающих духовное служение, происходили из низших сословий. Возможно, что они рассматривали монашеское служение не только как духовный подвиг, но и как своеобразный социальный лифт, поднимающий на иной социальный уровень. Средний возраст насельника обители- 30-40 лет. Это возраст, когда решения принимались обдуманно и взвешенно. В возрасте более 60 лет монахи удалялись за штат, находясь на обеспечении обители. Практически все насельники обители имели образование. Чаще всего – это начальное образование. Однако среди братии есть люди, закончившие высшие учебные заведения.

Павел Попов

Список литературы

  1. Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова. Т. 3. Стб. 628.
  2. Википедия. Статья «Мещанство» // http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F9%E0%ED%F1%F2%E2%EE
  3. Википедия. Статья «Однодворцы»// http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E4%ED%EE%E4%E2%EE%F0%F6%FB
  4. Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховского уезда, Московской губернии. Краткий исторический очерк с рисунками. К 400- летию ея существования (1515-1915 гг.).- М.: «Русская Печатня» Б.В.Назаревского, 1915 г.
  5. Город Гжатск и его уезд. Раздел «Школы для обучения крестьянских детей в имениях Гжатского уезда»// http://www.gzhatsk.ru/dvoryanskie_usadb/
  6. Историко – археологическое описание Вознесенской Давидовой пустыни (Серпуховского у., Московской губ.)// Составил И.Токмаков.- М.: «Русская» типолитография, 1892.
  7. История Тамбовской митрополии: документы, исследования, лица. Рубрика «Лекции по истории Тамбовской епархии. Тамбовские монастыри»// http://www.tambovdoc.ru/?p=320
  8. Славяно-греко-латинская академия// http://slovari.yandex.ru/
  9. Чернов Н.М. «Однодворцы в Московском пограничье»// http://www.turgenev.org.ru/e-book/chernov/odnodvor.htm
  10. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона. Статья «Вольноотпущенник, вольноотпущенный»//http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz

Приложение.

История игумена Варлаама.

Об игумене Варлааме в двух печатных источниках [9], посвящённых истории обители, сказано следующее. Родился игумен в  1801 году  и происходил из вольноотпущенных людей. Так в России называли крестьян, получивших «официальную» свободу от крепостной зависимости. Монашество принял в Оранском Богородичном монастыре Нижегородской епархии. В 1834 году Варлаам был назначен строителем Свято – Троицкого Островоезерского монастыря в той же епархии. В обители было три каменных храма: во имя Святой Живоначальной Троицы, в честь Казанской иконы Божией Матери, храм, посвящены преподобного Малеину – наставнику святого Афанасия Афонского.

Через  11 лет Варлаама был принят в братию  Спасо-Вифанского монастыря в Сергиевом – Посаде. В 1848 году его назначили строителем Гефсиманского скита.  Скит был основан в 1844 году. В нескольких верстах от Сергиева Посада и Лавры поселились монахи, особенно расположенные к безмолвию и строгому отречению от своих желаний и собственности. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова псалтырь, освящая обитель и благотворящих ей. Варлаам недолго был строителем скита. По причине болезни его уволили с должности, поместили в Лаврскую больницу. После выздоровления в 1850 году Варлаам получил новое назначение – Свято – Троицкий Стефано- Махрищский монастырь. Здесь строитель продолжил дело своих предшественников: приводил в порядок храмы, обновлял стены обители.

В 1853 году монах был назначен экономом Лавры. А 23 июля 1853 года получил назначение в Вознесенскую Давидову пустынь. 2 сентября 1856 года он стал игуменом. Торжественная церемония была проведена митрополитом Филаретом на Троицком подворье.

При игумене в обители были осуществлены значительные строительные работы: был надстроен третий этаж в братском корпусе, выстроена каменная баня на реке Лопасне. В баню, расположенную на значительном удалении от территории обители, вёл подземный ход. В период настоятельства Варлаама в обители был заведен пчельник. Система монастырского пчеловодства была отмечена большой серебряной (1867) и большой золотой (1868) медалью на выставках пчеловодства.

Игумен заботился о материальном благосостоянии монастыря. В 1860 году пустынь была наделена лесом в количестве 130 десятин в 13 километрах  от станции Сходня. Этот лес относился к казённым владениям и был передан в полную собственность обители.

Частыми гостями в обители были архипастыри.  В мае 1857 года монастырь посетил митрополит Московский Филарет  (Дроздов) вместе с епископом Дмитровским Алексей, викарием Московским (впоследствии архиепископ Тверской и Кашинский).  При игумене Варлааме неоднократно обитель навещал Леонид, епископ Дмитровский (впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский).

В 1860 году от Давидовой пустыни в пользу Сирийских христиан было пожертвовано 101 рубль. В 1861 году  игумен Варлаам принес в дар Серпуховскому Владычному монастырю часовню Давидовой пустыни у Калужской заставы в Москве и дома при ней с землей.

Скончался игумен Варлаам 11 января 1865 года и погребен около Никольского храма в пустыни. По словам архимандрита Пимена, настоятеля Николо-Угрешского монастыря, Варлаама был «человек добродушный и гостеприимный».


[1] Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховского уезда, Московской губернии. Краткий исторический очерк с рисунками. К 400- летию ея существования (1515-1915 гг.).- М.: «Русская Печатня» Б.В.Назаревского, 1915 г. //Историко – археологическое описание Вознесенской Давидовой пустыни (Серпуховского у., Московской губ.)// Составил И.Токмаков.- М.: «Русская» типолитография, 1892.

[2] История Тамбовской митрополии: документы, исследования, лица. Рубрика «Лекции по истории Тамбовской епархии. Тамбовские монастыри»// http://www.tambovdoc.ru/?p=320

[3] Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона. Статья «Вольноотпущенник, вольноотпущенный» //http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/125464/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B

[4] Н.М.Чернов «Однодворцы в Московском пограничье»// http://www.turgenev.org.ru/e-book/chernov/odnodvor.htm

[5] Википедия. Статья «Мещанство» // http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F9%E0%ED%F1%F2%E2%EE

[6] Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова. Т. 3. Стб. 628.

[7] Город Гжатск и его уезд. Раздел «Школы для обучения крестьянских детей в имениях Гжатского уезда»// http://www.gzhatsk.ru/dvoryanskie_usadby_gzhatskogo_uezda/

[8] Славяно-греко-латинская академия// http://slovari.yandex.ru/~

[9] Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховского уезда, Московской губернии. Краткий исторический очерк с рисунками. К 400- летию ея существования (1515-1915 гг.).- М.: «Русская Печатня» Б.В.Назаревского, 1915 г. //Историко – археологическое описание Вознесенской Давидовой пустыни (Серпуховского у., Московской губ.)// Составил И.Токмаков.- М.: «Русская» типолитография, 1892.

Оставить отзыв