Изречения святых отцов:

Желающие истинно работать Христу прежде всего да приложат старание.

— Прп. Иоанн Лествичник
  YouTube-logo-full_color   IMG_1116   fb-art   IMG_1116 телеграмм
75

Поездка в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Начало года в Воскресной школе Давидовой пустыни ознаменовалось поездкой в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

3 января 2022 года, получив благословение игумена Вознесенской Давидовой пустыни Сергия (Куксова) и напутствие иеромонаха Гурия (Карпова), большой комфортабельный автобус отправился от монастыря, взяв направление на северо-запад Московской области. Паломники всех возрастов (самой маленькой паломнице всего несколько месяцев, самой старшей – 83 года) в дороге старались не терять времени даром: кто-то доедал свой завтрак, кто-то досматривал прерванный ранним подъемом сон, остальные внимали стараниям экскурсовода приготовить группу вступить на Святую землю Новой Палестины. Ведь Ново-Иерусалимский монастырь – это не что иное, как образ и пространственная икона Святого города Иерусалим и его знаменитого Воскресенского собора или Храма Гроба Господня, как часто его называют. Здесь все напоминает нам о жизни и страданиях Господа нашего Иисуса Христа.

И вот, благополучно преодолев дорогу, группа стройно и организованно вступила на территорию знаменитой Ново-Иерусалимской обители, основанной в XVII веке патриархом Никоном. Проходим в Святые врата с надвратной церковью в честь Входа Господня в Иерусалим. Храм открыт по случаю праздничных дней, и группа поднимается на стены монастыря, чтобы посетить эту небольшую церковь с прекрасным иконостасом и храмовой иконой Входа Господня в Иерусалим. Отсюда хороший вид на обитель и величественный Воскресенский собор, который из-за множества главочек, каскадом поднимающихся к центральному золотому куполу, похож на Святой город, расположившийся на горе. Украшенный золотыми крестами и старинными изразцами он напоминает одеяние невесты, приготовленной для пира.

Но разве можно удержаться от желания пробежаться по стенам монастыря, укрепленным по всем правилам старинных оборонительных сооружений? Туда-обратно, обгоняя друг друга, морозец, ветер в лицо! Общая протяженность стен 1 км. Преодолеть это расстояние хватило нескольких минут. Запыхавшиеся и раскрасневшиеся вступаем в главный собор обители. Убранство и благолепие храма, его святыни, воспоминание о страданиях Христа навевают серьезное и вдумчивое настроение. Нас разделяют на две группы. Прекрасный рассказ экскурсовода вводит паломников в образ Святой Земли. В соборе множество церквей и приделов, связанных с последними днями Спасителя. Вот храм Успения Пресвятой Богородицы, здесь есть темница, где держали Господа перед распятием. Дальше идем по приделам Страстей Господних. Вот придел сотника Лонгина – он стоял при Кресте и, когда Господь умер, проткнул копьем Его сердце. Вот придел написания Титла – дощечка с надписью на четырех языках: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Придел, где надругались над Господом воины и одели ему Терновый венец, придел разделения Риз Спасителя. Доходим до подземной церкви в честь свв. Константина и Елены, которая символизирует ров, где царица Елена нашла Крест Господень. Там забил источник со святой водой, когда строили этот храм.

Дальше поднимаемся на Голгофу, здесь установлено Распятие, оно в натуральную величину, именно такого размера был Крест Господень. И, наконец, спускаемся к месту погребения Пречистого Тела Сына Божия – к Гробу Господню. Это место расположено под огромным куполом и обозначено небольшой часовней – Кувуклией. Проходим в нее по два человека и прикладываемся к камню, где лежало Пречистое Тело Христа до Его воскресения. Молимся… Выходить можно только пятясь задом, чтобы не поворачиваться спиной к святыне. А выйдя из Кувуклии мы приветствуем друг друга возгласом: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Здесь такая традиция.

Недалеко от Кувуклии есть еще один прямоугольный камень, обозначенный сенью и множеством лампад. Это камень миропомазания, где готовили Пречистое Тело Господа к погребению.

Экскурсия окончена, все под впечатлением…

Пора немного отдохнуть и перекусить в трапезной монастыря. А затем выходим в Западные врата и, спустившись по крутой лестнице к подножию горы, на которой находится обитель, попадаем в Гефсиманский сад. Здесь свой поток Кедрон, Силоамская купель, дальше – Богоявленский скит, где патриарх Никон проводил посты в бдениях и молитве. А еще дальше река Истра, которая в этом месте необыкновенно напоминает Иордан, где к Иоанну Крестителю пришел Господь и крестился.

Нам очень хорошо, мы фотографируемся и не хотим уходить. Но пора в обратный путь.

Господи, благодарим Тебя, что в преддверие Твоего Рождества Ты дал нам вспомнить и в полноте ощутить великий замысел Божий о спасении людей. Ты шел, Господи, на ослике,

«…цок-да-цок на встречу смерти Своей.

На встречу со страшной смертью Своей.

На встречу со смертью твоей и моей.

Не плачь, она от Него не уйдет.

Никуда не спрятаться ей!» (из стихотворения Тимура Карибова)

Елена Геннадьевна Галина